Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор»)

Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор»)

Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор»)
Авиатор

«Счастье не в деньгах, а в их количестве».
Мудрость бедных

Что делать, если вы богаты? На этот счет существуют различные точки зрения. Тратить деньги и быть счастливым — считают бедные. Считают, очевидно, по недомыслию, а точнее: по отсутствию опыта. Ну, откуда им, бедным, в самом деле, знать, что такое быть богатым? Те же, кто уже богат, о проблеме знают не понаслышке, и отлично осведомлены: два пиджака не наденешь, больше чем влезет, не съешь, и что особенно обидно, не выпьешь. Потому у них припасен другой рецепт: если вы уже богаты, становитесь еще богаче.

Пусть деньги сами по себе приносят радость, если уж вещи на них купленные, свой «радовательный» потенциал исчерпали. Копите и стяжайте и пусть каждая копеечка брошенная в фарфоровую свинку или положенная на счет в банке греет душу и заставляет учащенно биться сердце. А еще можно купить «Челси».

Но у Говарда Хьза, легендарного миллиардера, бывшего в 30-40 годы прошлого века живым воплощением американской мечты и кумиром миллионов простых американцев: «Хьза в президенты» — писала в 36 американская пресса, отважного летчика и фанатичного любителя кинематографа, есть другое решение проблемы. Мечтайте и добивайтесь исполнения своей мечты. Мечту нельзя купить за деньги, что делает ее не соизмеримо дороже любых капиталов. Но деньги могут приблизить вашу мечту, и поверьте, если ваша мечта имеет достаточный калибр, вам будет куда девать свои финансы. Правда, самого Говарда собственный рецепт счастливым так и не сделал, в чем и можно убедится, посмотрев фильма Мартина Скорсезе «Авиатор» с Леонардо ДиКаприо в главной роли.

Мартин Скорсезе уже давно стал классиком кино, пока, славу богу, живым. Его «Таксист», «Последнее искушение Христа», «Казино», «Отличные парни» — это золотой фонд и даже не американского, а мирового кинематографа. Вместе со Стоуном, Спилбергом и Кополлой, Скорсезе образовал новую волну в Голливуде, так называемое «новое кино», отличительными чертами которого стали четкая нравственная позиция, социальная значимость тем и трактовок и в тоже время зрелищность и ориентация на массового зрителя. Сочетая несочетаемое, Скорсезе следует девизу: «Образовывать, развлекая», и последний его фильм полностью соответствует этому определению. «Авиатор» фильм исторический, фильм-биография, но Скорсезе интересует скорее не реальный Говрад Хьюз, а легенда и загадка несколько десятилетий развлекавшая американское общество. Миллиардер, о последних десяти годах жизни которого неизвестно почти нечего, человек бросающий вызов невозможному и добивающийся этого, закулисный политик, по слухам имеющий причастность к «Уотергейту» и убийствам братьев Кеннеди — вряд ли мы найдем еще одну столь же загадочную фигуру в истории Соединенных Штатов. Стоит ли удивляться, что этот персонаж привлек внимание Мартина. Точнее, идею фильма подал режиссеру исполнитель главной роли в предпоследнем фильме Скорсезе «Банды Нью-Йорка» Леонардо ДиКаприо. В этот момент на руках Скорсезе уже был сценарий фильма об Александре Великом, где ДиКаприо тоже отводилась главная роль, но известие о параллельном проекте Стоуна предопределил выбор в пользу биографии Говарда Хьюза. И, на мой взгляд, режиссер не прогадал.

Со временем фильмы Скорсезе приобрели некоторую прохладность, я бы даже сказал, глянцевость, таковыми были и «Казино», и «Отличные парни», и «Банды Нью-Йорка». «Авиатор» не исключение, он тоже сделан мастерски, но, пожалуй, без прежней изюминки, характерной, например, для «Таксиста» или «Бешеного быка». И все же сама тема фильма искупает все недостатки. Скорсезе довольно вольно обошелся с фактами биографии реального Хьюза, но персонаж его фильма впечатляет. Одержимый и, безусловно, талантливый человек, ставший заложником собственного положения, человек стремившийся к счастью и не получивший его, плейбой, покупающий женщин десятками, но так и не нашедший единственную, стоящую не денег, но страсти, отважный авиатор с крепким телом, но разрушающейся психикой — нелегкая задача для исполнителя, с которой, все-таки, вполне справился ДиКаприо. Получивший после «Титаника» несколько легкомысленную популярность, ДиКаприо, тем ни менее еще раз подтвердил свою репутацию способного и главное, развивающегося актера, ну а что касается остальных исполнителей, то и они выше всяких похвал. Даже Йен Холм, исполнивший крохотную, эпизодическую роль математика в команде авиаконструкторов корпорации Хьюза, умудрился сделать из двух эпизодов с его участием настоящие жемчужины в оправе сюжета.

Фильм удостоился сразу 11 номинаций на «Оскар» и ни одной статуэтки не получил (правда, перед «Оскаром» фильм взял сразу три «Золотые глобуса»). Впрочем, Мартину Скорсезе к этому не привыкать. До «Авиатора» его фильмы уже 6 раз номинировались на награду киноакадемии и все с тем же результатом. Видимо неполиткорректный режиссер — а в «Авиаторе» Скорсезе не изменяет своим принципам — не очень то по нраву академикам. Но с другой стороны Мартин Скорсезе не первый значительный режиссер так и не получивший ни одного «Оскара» за режиссуру, при том, что возглавляет этот список сам Чарли Чаплин.

Неплохая компания, правда?
Само по себе награда.

Отметить: Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор»)

Материалы по теме:

Демисезонное кино (Рецензия на фильм «Мужской сезон. Бархатная революция») «В гробу я их всех видел!»Из воспоминаний патологоанатома
Постаревшая сатира (Рецензия на фильм «Человек года») «У политиков и комиков есть много общего — и те и другие совершенно не хотят думать о последствиях».Ричард Никсон
Фильм ужасов «Стражи Галактики» Это один из самых страшных фильмов, что я когда-либо видел. Страшнее «тайных окон», «криков» и «живых мертвецов». Здесь ужас настоящий.
Комментировать: Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор»)