Байки из мусорного ведра

Байки из мусорного ведра

Байки из мусорного ведра
Байки из мусорного ведра

В прошлый уикенд, как принято говорить в Голливуде, в Харькове в кинотеатре «Боммер», при содействии компании «Магика-фильм» состоялся фестиваль американского трэш-кино, кино, о котором в Голливуде, как раз, не принято говорить.
Понятие «трэш» нашему кинозрителю практически неизвестно. Ну, разве что каким-нибудь «нечеловеческим» интеллектуалам, хотя сам жанр этот отнюдь не интеллектуален. Правда, последними, любим. И хотя само понятие относительно ново для нас, с трэшем мы, безусловно, знакомы. Ибо нельзя не знать того, что тебя, окружает.

В переводе с «мерлюканского» наречия, «трэш» — это буквально мусор, помои, то, что никому не нужно и выброшено за ненадобностью. Трэш-кино, это, соответственно кино о «мусоре», но не о жизни мусорщиков и не о технологиях переработки этого самого сырья, а о «помоях» в искусстве. А уж чего, чего — а этого добра со времен перестройки мы накопили достаточно, согласитесь. Впрочем, и до перестройки, в позднее-брежневское время, мусора у нас хватало. Есть кино авторское — кино с ярко изложенной позицией художника, выражающее его внутренний мир и личный взгляд на жизнь. Кино же в стиле «трэш», я бы назвал зрительским кино. Не потому, что нравится оно зрителям — скорее нет, не нравится, только самым избранным — и даже не потому что делают его зрители, хотя именно эта иллюзия тщательно культивируется авторами «трэша». А потому, что отражает оно внутренний мир зрителя, взращенного и приученного к бесчисленным боевикам, фильмам ужасов, и «научно-популярным» лентам из жизни «конг-фуистов». Ведь именно это и есть настоящий, подлинный и 100% «трэш»!

Стилистически жанр представляет собой иногда довольно тонкий, а иногда подчеркнуто грубый «закос» под любительское кино. Нервная дрожащая камера, как в «Догме» Фон-Триера, нарочито наигранные реплики, чаще всего самодеятельных актеров — ну, какой вам Депп, согласится играть в этом безобразии — масса поддельной крови и животных внутренностей, призванных подчеркнуть «жесткость» показанного, дурацкий свет и непритязательный «фекально-генитальный» юмор.

— Я бы понюхал твои трусики!

— А я их не ношу, прикинь! — и актриса стягивает штанишки, эффектно раздвигая ноги.

Я выбрал самое приличное, поверьте.

Однако не стоит обманываться (или обольщаться, кому как), «трэш» — это не порнография и не боевик. Это доведенная до абсурда пародия. Совершенно логично предположить, что вещи тонкие и умные надо обыгрывать тонко. Но что делать с вещами грубыми и глупыми? Вот то-то. Так что с логикой у авторов «трэша» все в порядке. Да и со вкусом, как в это ни трудно поверить, тоже.

Не сложно догадаться об объекте атаки «трэшеров». Это «мейнстрим», официальный Голливуд, со всеми его штампами и коммерциализацией. Формально, большинство фильмов «трэша» принадлежит к любимейшим и наиболее затертым голливудские жанрам — хоррор и боевик. Но никаких вам Хичкоков и Тарантин. Ужасы — это грубо сделанные детские «монстрячие» маски извлеченные из гаражной пыли, в которую были повергнуты со времен последнего «хэллуина», а боевик — нелепо разведенные руки и ноги в позах «дракона» и «боевого кролика». Трэшеры тонко замечают любую «голливудскую» повальную моду, будь то увлечение южнокорейскими стрелялками, или римейки туповатых французких комедий. Излюбленный прием авторов «трэша» — дурацкий сюжет, и еще более дурацкие герои.

— Нам с приятелем одновременно пришла в голову одна и та же мысль о том, что может спасти Джонни. Нет, это не мысль о гигантской пицце и сотни голых мальчиков. Спасти Джонни может только создание тайного отряда ниндзей-педерастов, которые захватят сенат!

Дурацкая идея, правда? А вы «Армагедон» смотрели!?

Вот эти самые «ниндзи-пидарасты», помидоры-убийцы, нацисты-серфингисты, и даже более сложные конструкции, например, вампиры-проститутки-богомолы и есть излюбленные герои авторов «трэша». Но самое главное, и даже, пожалуй, удивительное заключается в том, что ничего нового «трэшеры» не придумывают. Все их самые больные фантазии подчас меркнут рядом с воображением штатных сценаристов Голливуда. Куда им до «сарматских рыцарей» или «матричных каратистов».

На фестивале были представлены фильмы флагмана жанра «трэш», студии «Трома». Это студия настолько классик жанра, что само их название давно стало нарицательным, очень часто фильмы «трэш» в Америки называют «трома-кинематографом», а в любом книжном магазинчике страны, можно купить книгу отца-основателя и корифея жанра Джона Кауфмана «Как сделать собственный «трома-фильм». Открывался фестиваль относительно новым фильмом студии «Байки с помойки». Это, состоящий из коротких новелл фильм повествует о «подлинной» жизни обитателей Голливуд-городка. Проститутки, маньяки-инопланетяне, стрип-бары, грубые полицейские с русскими корнями, потоки спермы и крови в изумительно ровных пропорциях — вот чем на самом деле наполнена столица мирового кинематографа! Кстати в одной из новелл, авторы рассказывают, в том числе, и о том, как снять фильм в стиле «трэш».

Одним из приятных сюрпризов, по крайней мере, лично для меня, было участие в фильме живой легенды американского порно-кино Рона Джереми. Вообще надо сказать, что обычно в фильмах трэшеров снимаются либо просто друзья и знакомые авторов, либо отвязные студенты факультетов искусств — у кого, конечно, духу хватает. Но чаще всего реализовать сумасшедшие фантазии режиссеров «трэша» соглашаются те, кому в плане репутации терять уже нечего — актеры и актрисы порно-кино. Это идеальный материал для фильмов этого жанра: играть они, как правило, не умеют, но при этом соглашаются произнести любой текст, не говоря уже о показе «избранных» частей тела. Но участие Рона Джереми, явно исключение, и подтверждает скорее серьезность, нежели легковесность жанра. Рон не просто порно-актер, Рон — серьезный голливудский актер. Он единственный во всей порноиндустрии состоит в профессиональной актерской гильдии США, а также является членом Союза театральных актеров Америки и Союза работников телевидения. Он регулярно появляется в различных ток-шоу, причем в роли соведущего, частенько снимается в фильмах «мейнстрима». Его партнерами были Уильям Дефо, Бен Аффлек, Кетрин Тернер. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что многие ныне кажущиеся серьезными режиссеры начинали именно с «трэша»: Питер Джексон («Властелин колец»), Сэм Рейли («Человек-паук»), Эмиль Кустурица («Жизнь как чудо»). Кстати не случайно, последний в «Мечтах Аризоны» использовал в роли дядюшки Лео, еще одного корифея фильмов «трэша» Джерри Льюиса. Да, что там говорить, сейчас уже мало кто помнит, но актерская карьера «американского Янковского» — Тома Хэнкса, начиналась с довольно «трэшевой» молодежной комедии «Мальчишник».

Как и везде в искусстве грань между «трэшем» и не-«трэшем» провести довольно трудно. Если абстрагироваться от наигранной «самодеятельности», то «трэш» несомненно, вписывается в традиции «Монти-пайтона», не даром один из фильмов знаменитого «циркача» Тима Бертона, посвящен вечной мишени трэшеров всех времен и народов Эдду Вуду, самому продуктивному и самому бездарному режиссеру Голливуда, роль которого исполнил, кстати, Джонни Депп. Если присмотреться, не слабый привкус «трэша» мы обнаружим и в творчестве Братье Цукеров, а уж других братьев — Фарелли — с их «Я, еще раз я, и Ирэн», я бы точно назвал: «лакированными трэшерами».

То, что украинский зритель смог, наконец, познакомится с этим нетривиальным жанром, так сказать в подлиннике, внушает оптимизм. Хотя участием в этом движении Украина пока похвастаться не может — нам бы нормальное кино начать снимать — мы усиленно копим материалы для первоклассного «трэша»: «Мазепы», «Мамаи» и прочие бабаи с регулярной упертостью продолжают выходить на студии «Довженко», телеэфир забит «байрако-мелодрамами», а уж наш земляк, харьковский сериал «МВД» просто изначально, снят по самым требовательным шаблонам «трэша».

Так, что ждать осталось совсем недолго. Далеко не уходите.

Отметить: Байки из мусорного ведра

Материалы по теме:

Телефильм «Собака Баскервилей», 1971 Оказывается, помимо всем известной экранизации повести Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей» с Ливановым и Соломиным в главных ролях, в СССР была еще одна — двухсерийный телефильм «Собака Баскервилей» 1971 года .
Мумии на вес (Рецензия на фильм «Мумия: Гробница императора драконов») «Мумия: Гробница императора драконов» Фильм Роба Коэна Mummy: Tomb of the Dragon Emperor, The, США, 2008— Куда вы едете, мистер Джонатан? — Туда где нет мумий!Фраза из фильма
Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2») Вопросы везения или невезения, всегда отдают мистикой. «Почему мне», «почему именно я», «ну что, за оказия такая» — начинаем мы сокрушаться каждый раз, когда в очередной раз попадаем в какой-нибудь переплет. Случайность? Нет, это нас решительно не устраивает.
Комментировать: Байки из мусорного ведра