«Детские» игры (Рецензия на фильм «Жмурки»)

«Детские» игры (Рецензия на фильм «Жмурки»)

«Детские» игры (Рецензия на фильм «Жмурки»)
Жмурки

«Люди смотрели, и еще долго будут смотреть фильмы про бандитов».
Алексей Балабанов, режиссер

Вот так сказал режиссер фильма с детским названием «Жмурки». Сказал и сделал. Не в смысле стал смотреть, что он рыжий что ли? Нет. Заставил смотреть нас. Ведь он же сказал? Значит, мы должны. Мы и смотрим.

Как будто до него этих фильмов не хватало…
Так уж получилось, что «кинчики» про бандитов — это наш мейнстрим. Для кого-то мейнстрим — это определенный стиль, вроде, неореализма, для итальянцев. Или номенклатура исполнителей и режиссеров, как для Голливуда. А для нас — тема. И не сказать, что бы мы страна с какими-нибудь особыми пиратскими или разбойничьими традициями. Нет, вроде как все. Но бандитизм, теперь, для наших режиссеров, как Иван Грозный для Эйзенштейна. Тема жизни.

Хотя нет. Как раз наоборот: тема смерти. Отсюда и название такое.

Для тех, кто не в курсе мейнстрима, поясню: зажмурится, на правильном «пацанском» языке значит помереть. Жмурки, стало быть, соответствующее этому «высокому» понятию занятие. Про это самое занятие и снял свой очередной «высокохудожественный шедевр» Алексей Балабанов. Как заявил он сам: «После фильмов «Брат» и «Брат-2», мне захотелось сменить жанр». Вот так вот. Стало быть, раньше он снимал про бандитов серьезное драматическое кино, а теперь решил про тоже самое снять веселую прикольную комедию. Приколемся вслед за режиссером.

Фильм очень смешно рассказывает историю двух, не менее смешных друзей. Саймон и Серега, в исполнении Дмитрия Дюжева и Алексея Панина, — это бандиты на службе местного пахана (между прочим, Никита Михалков), где-то в подмосковной провинции. Кажется Твери. С ними происходят разные прикольные ситуации, потому что их босса решил подставить один мелкий, и как следствие, подловатенький, ментяра, в исполнении Виктора Сухорукова. По ходу дела, наши друзья все время вынуждены кого-то убивать, неизменно, кстати, весело и задорно. Убив всех, за небольшим исключением, они сами «кидают» своего шефа, умыкая у него чемодан героина. Кончается все счастливо: один из друзей становится депутатом государственной думы, другой его помощником, они сидят в кабинете с видом на Красную площадь и чрезвычайно довольны видом. А Рената Литвинова у них секретарша. А их бывший шеф, Никита Сергеевич Михалков, охраняет их сидя в будочке вневедомственной охраны. Вот такая философия.

Решив сменить жанр, Балабанов поступил, как и все наши ведущие художники, от Егора Кончаловского до сладкоголосого нашего Киркорова — слямзил сюжетную линию у «заклятых друзей», а именно у Тарантино, вы уже, наверное, догадались о чем речь. Фильм действительно напоминает убогую вариацию на «Криминальное чтиво», но без присущей Тарантино эклектики и неожиданности сюжетных ходов. Пытаясь добавить в картину местного колорита и «русскАго» обаяния, Балабанов добился совершенно обратного: фильм вышел крайне банальным по драматургии и грубым по содержанию. Оно конечно, про бандитов и не должно быть тонко и изящно, но чувство меры и стиля еще никому не мешало. Там где Тарантино жонглирует последовательностью эпизодов и резкостью монтажа, Балабанов тупо бубнит историю. Там где Квентин конструирует парадоксальные ситуации, Алексей по-прежнему тупо мочит всех подряд. Единственный сильный прием, который использует Балабанов, это сверхзвездный актерский состав. Задействовав практически всех известных ныне и модных исполнителей от вышеназванного Михалкова до Дмитрия Певцова, Балабанов справедливо рассудил: а на фига сюда еще и режиссуру со сценарием? И так эпизодов на всех не хватает. Настолько не хватает, что многим актерам даже слов не досталось. Умирали в эпизодах молча.

Что же касается комедийной составляющей фильма, то она таки есть. Иногда действительно смешно. Смешно узнавать атрибутику и привычки начала 90-х. Малиновые пиджаки, турецкую кожу, жаргон и музыку. Смешно видеть узнаваемых персонажей. Но особенно смешно, как Сухоруков забавно орет, когда Саймон пытает его втыкая нож в плечо, и видеть как «мент» забавно дрыгает ногами, когда ему всаживают пулю за пулей. Очень смешно, когда герой Маковецкого презабавно стреляет себе в голову, обрызгивая мозгами белоснежный холодильник. Невероятно смешно, когда пять человек, расстреливают друг друга в морге на куче обнаженных мертвых женщин. Этого смешного в фильме столько, что «кровавый» Тарантино на фоне Балабанова, выглядит как институтка из Смольного.

Никогда я еще не слышал такого дурацкого смеха в зале. Дурацкого не по содержанию, мол, смеются над чем попало, а по тону. Так смеются в гостях, из вежливости, когда кто-нибудь по нетрезвости отпускает плоскую шутку.

И вот, кажется, именно это, последнее, и есть наш фирменный жанр.

Отметить: «Детские» игры (Рецензия на фильм «Жмурки»)

Материалы по теме:

Лебедь и щука. Победитель — рак (Рецензия на фильм «Статский советник») «Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам».Бог, рассматривая землю в шестой день
Одиннадцать с половиной (Рецензия на фильм «12») — В атаке солдат должен думать... — О противнике? — Об Императоре!Из разговора подпоручика Дуба с вольноопределяющимся Кацем
Боль как признак порядочности (Рецензия на фильм «Мне не больно») «Вас назовут истребителями морали. Но вы лишь открыватели самих себя».Фридрих Ницше
Комментировать: «Детские» игры (Рецензия на фильм «Жмурки»)