Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники»)

Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники»)

Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники»)
Отступники

«У каждого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и то, которое он дает себе сам. Второе намного более важное».
Ф.М. Достоевский

Каждый человек сам себе определяет круг общения. Вот это мои друзья, говорит он себе, а это, напротив, враги. С этими я буду иметь дело, а с этими… Хотя как раз здесь и начинается самое интересное. Потому что намного и, не в пример, более важно, не то, кого ты считаешь своим друзьями, а с кем действительно «имеешь дело», не круг друзей, а круг социальной полезности, что ли.

То есть, то, что держит человека «на плаву» в бурном потоке судьбы. Тот социальный пласт, где человек черпает жизненную энергию, где обретается, что считает своей средой. А это могут быть и очень несимпатичные нам люди. И тогда речь пойдет о поединке. Потому что друзей мы «назначаем» себе сами, а место нам определяет судьба…

В последнем фильме Мартина Скорсезе «Отступники» речь идет о людях, вознамерившихся, обмануть судьбу, и выбирать себе место в жизни самостоятельно. Однако такой поединок с судьбой не каждому по плечу… Колин Салливан, в исполнении простодушного Мэтта Дэймона, это парень, живший в депрессивном, а, следовательно, криминогенном районе мрачного промышленного гиганта Америки Бостона. Рано оставшись без родителей, он «угодил» под опеку лидера ирландского мафиозного клана Фрэнка Костелло (наверное, это лучшая из ролей Джека Николсона в этом веке). Не сразу, но зато с видимом энтузиазмом, врастает Колин в непривычные ему быт «крутых парней», постигает философию силы, законы «пролетарских» бетонных джунглей крупного города.

Зато его будущий оппонент, Билли Костиган, — эта игра имен/рифм вовсе не случайна, как и не случаен выбор на эту роль внешнего антипода Деймона Леонардо Ди Каприо — так вот, Билли знает мир бандитских раскладов отнюдь не понаслышке, и он вовсе не рад такому предопределению судьбы. И вот оба героя фильма приходят на службу в Бостонскую полицию. Что бы изменить судьбы. Что бы стать не тем, кем заставляла их стать жизнь. И что бы в результате оказаться по разные стороны баррикад, и вовсе не там, где они ожидали. Судьба — опасный противник, и на каждый вызов, она отвечает максимально жестко.

Судьба человека — так коротко можно было определить содержание всех фильмов Мартина Скорсезе. Начиная с самого знаменитого и самого, пожалуй, скандального — «Последнее искушение Христа», и заканчивая последними «Банды Нью-Йорка» и «Авиатор». И хотя последние два фильма, по единодушному мнению «гламурной» критики были «явной неудачей», самой сути своего творчества Скорсезе не изменил. Его всегда интересовали сильные личности. Наверное, потому что и сам режиссер не из «слабаков»: кто еще выдержал бы такое демонстративное и почти хамоватое пренебрежение киноакадемией фильмов мастера? Почти каждый год выдвинутые на соискание золотой статуэтки фильмы Мартина Скорсезе традиционно приз за режиссуры не получают. Какие угодно другие, да, а за режиссуру, дудки. Теперь мне уже кажется, что если Скорсезе и предложат Оскар, он должен от него отказаться. На всякий случай. Что бы не дразнить судьбу…

Вообще-то, сценарий «Отступников» не оригинален. Нет, не в том смысле, что подобная история всплывает в кино довольно регулярно, например, она крайне напоминает сюжет «красного вестерна» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Ничто не ново под луной, и оригинального сюжета уже никому не придумать. Так, по крайней мере, мне кажется. Но тут дело в другом, перед нами настоящий римейк. Римейк гонконговского боевика 2002 года «Двойная рокировка». Ожидать такого от Мартина Скорсезе… Все же он не Тарантино и не Родригес… Но тем ни менее.

Впрочем, дело вовсе не в этом, «Двойная рокировка» и в оригинале был довольно необычным фильмом, хотя и со всеми гонконговскими перестрелками и кунг-фу. Дело в том, что в результате получилось у Скорсезе. А получился умный, тонкий ироничный и одновременно драматичный фильм, с совершенно нетрадиционной, неожиданной развязкой. Получился великолепный актерский ансамбль, где даже эпизодические роли Мартина Шина и Алека Болдуина, сверкают как алмазы. Получилось кино, которое меняет зрителя.

Но понравиться ли оно массовому зрителю? Неизвестно.

Известно только одно — за этот фильм Скорсезе, опять не получит «Оскара». Потому что друзей мы «назначаем» себе сами, а награды нам определяет судьба.

Отметить: Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники»)

Материалы по теме:

Футбольно-утопическая комедия (Рецензия на фильм «Игра») «Игра» Фильм Александра Рогожкина Россия, 2008«Только за счёт таких идиотов Россия и может побеждать. В футболе, разумеется».М.Д. Звонов
Компасы и медведи (Рецензия на фильм «Золотой компас») — И за что будут воевать? — Как всегда: за свободу!Диалог в фильме
Война и… ну и все остальное (Рецензия на фильм «Война») «Говорят, война это убийство. Нет, война это самоубийство!»Генерал Омар Бредли
Комментировать: Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники»)