Дыра (Рецензия на фильм «Штольня»)

Дыра (Рецензия на фильм «Штольня»)

Дыра (Рецензия на фильм «Штольня»)
Штольня

«Если это дыра, то это нора! А если это нора?»
Винни-Пух

Определенно, в кое-каких вещах потомственный медведь Вини, понимал больше нас с вами. «Если это дыра, — рассуждал Вини, — то это нора! А если это нора, то там кто-то живет». Вы ощущаете бездну этой философской глубины? Эту по-медвежьи сильную логику? Вот именно ее-то и не хватает фильму молодого украинского режиссера Любомира Ковальчука «Штольня». Хотя и речь в нем идет именно о такой вот дыре. В которой кто-то живет.

Со слов режиссера, при создании «Штольни» он де руководствовался исключительно такими мощными образцами, как фильмы Альфреда Хичкока. Честно посмотрев этот фильм от первого до последнего кадра, я могу с уверенностью утверждать: если Любомир и смотрел что-то из шедевров Хичкока, до не дальше вступительных титров. Потому что больше никаких других совпадений в их творчестве нет.

Как и следовало ожидать, самое эффектное и ошеломляющее в фильме, это вопиющий непрофессионализм. Самодеятельность бьет из всех щелей, начиная от сценария, кончая игрой актера. Все происходящее неуловимо напоминает съемки на сельской свадьбе. С той только разницей, что в городе Харькове это сделают вам в любом загсе за 50 долларов. В Киеве же Любомир Ковальчук «лабает» за 4 миллиона гривен. Чуть больше 700 тысяч долларов. Да вы не ослышались — именно столько стоил сам фильм, и его продвижение на кинорынок Украины. Причем, совершенно непонятно куда эти миллионы/тысячи потрачены. В фильме мало актеров, совершенно нет никаких эффектов (как и эффектных сцен), нет особых костюмов, специально построенных декораций (все действие происходит внутри переходов 3-х этажного заброшенного дота времен второй мировой) — одним словом, ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО!

Наигранные застывшие эмоции, нарочитые интонации — все производит впечатление школьного КВН. Отдельная песня — сценарий. Событий в нем ровно на 15-20 минут, остальное занято бесцельными путешествиями по коридорам дота. Туда-сюда. Есть такой жанр в компьютерных играх, неторопливый и скучноватый, названный метко фанатами — «бродилка». Вот «Штольня» — это самая настоящая «бродилка».

Впрочем, режиссер фильма считает иначе. «Есть такой прием в кино саспенс, — поделился он откровением на пресс-конференции. — Саспенс — это напряжение. Мы используем хичкоковский стиль, классический».

Прежде все «классический саспенс» проявлялся в непроходимой тупости сценарных поворотов и полное отрицание авторами законов физики и логики. В одном из эпизодов герои фильма находят банку тушенки времен войны. Внутри нее съедобное мясо! Через полвека! Но и этого мало, начав его есть, герои обнаруживают внутри червей. Это личинки мух, в просторечье опарыши. Те самые, из-за которых броненосец «Потемкин граф Таврический» шмалял по Одессе из главного калибра. По крайне мере у Эйзенштейна. То есть мясо гнило, внутри герметично запакованной банки! А ботулизм — это все выдумки злобных ученых.

В другой сцене, найдя вентиляционную трубу, выходящую наружу, герои справедливо решили, что это шанс поймать сигнал сотовой станции и связаться с миром по мобильному телефону. Замечу, что вентиляционная труба была металлической. Но Фарадей авторам не указ, а Попова с Маркони они в гробу видели. Поэтому, вместо того, что бы отскоблить ржавчину и присоединить антенну непосредственно к трубе, победители законов физики суют в трубу медную проволочку.

И, наконец, апофеоз «классического хичкоковского стиля»: одну из героинь, правда слегка раненую и обессиленную, загрызает в прыжке сумасшедшая крыса! Я не знаю, что в свою очередь знает о крысах Любомир Ковальчук с соавторами, но крысы, должно быть, теперь его сильно уважают.

Все остальное приблизительно на том же уровне. Часто, когда речь заходит о таких вот фильмах, я слышу неубиваемый аргумент: «А картинка? А работа оператора?». Наконец-то, перед нами давно ожидаемый случай, когда трудно уловимое качество работы оператора обсуждать крайне просто: первый 20 минут фильма сняты не в фокусе! Если объяснять популярно: допустим зрение у вас —5, а очки вы дома забыли.

Радует только одно: на кинорынок Украины приходят большие деньги. Осталось только понять, что звание «отечественного продукта» и исключительно украинский язык, это еще не достоинства фильма.

Достоинство фильма — это мастерство его создателей.

Отметить: Дыра (Рецензия на фильм «Штольня»)

Материалы по теме:

Час Хэ (Рецензия на фильм «День Д») «День Д» Фильм Михаила Пореченкова и Екатерины Побединской Россия, 2008
Революция в чем-нибудь отдельно взятом (Рецензия на фильм «Матрица. Революция») «Учиться три раза. Один не катит».Бывший классик Итак: революция, о которой так долго говорила братья Уорнеры — совершилась. В прошлую среду, ровно в восемнадцать ноль-ноль, мир буквально синхронно вдохнул, задержал дыхание и…
Постмодерновый Генерал-гладиатор («Гладиатор») — Re: Апрельские тезисы То что Генерала называют Генералом, наверное, исторически неверно, но ведь и все эти легионеры и гладиаторы говорили не на английском, тогда уж если следовать исторической правде на каком языке снимать?
Комментировать: Дыра (Рецензия на фильм «Штольня»)