Город Зеро (Рецензия на фильм «Город Эмбер»)

Город Зеро (Рецензия на фильм «Город Эмбер»)

Город Зеро (Рецензия на фильм «Город Эмбер»)
Город Эмбер

«Город Эмбер»
Фильм Гила Кенана
City of Ember, США, 2008

О природе страха, человечество никогда не переставало думать. Собственно, и испытывать эту саму природу она никогда не уставало. На протяжении веков люди бывали, какими угодно: добрыми и жестокими, красивыми и уродливыми, образованными и невежественными, благородными и не очень. Но они всегда чего-нибудь боялись.

Храбрый — это трус, поборовший свой страх. Трус, лишившийся страха — сумасшедший. Поэтому, пока мы в своем уме, мы обречены жить в страхе. И очень часто страх становится причиной катастроф и разрушений.

Но иногда страх может и созидать. Например, колоссальное бомбоубежище размером с город. Такой как «город фонарей» Эмбер, из одноименного фильма режиссера Гила Кинана.

Правда, сами горожане и не догадываются, что живут в убежище. Для них Эмбер, это, прежде всего, опутанный какими-то трубочками и подвязанный трогательными тряпочками, «милый, милый дом», над которым, в вышине металлического свода горят дружелюбные огоньки, питаемые огромный Генератором — единственным источником энергии для всего города. Кто и когда создал этот город, что делают люди в этом странном месте, не видя солнечного света, в полной изоляции? А стоит ли задавать вопросы, если можно просто жить, один раз и навсегда заведенным порядком?

Можно и не задавать вопросов. Пока Генератор работает исправно. Но когда, огоньки на искусственном небосводе начинают гаснуть, приходит он, страх, а вместе с ним и вопросы. Которые иногда становятся первым шагом к спасению…

Тинейджеров Лину Мейфлит и Дуна Харроу, подобные вопросы мучили всегда. Любопытство юности, которое всегда так мешает прагматизму зрелости. Нужно ли всю жизнь прожить в Эмбере, занимаясь не тем, что тебе нравится, а что выпадет в лотерее распределения профессий? Ответ, кажется, сокрыт в старой шкатулке, которая волею случая попадает им в руки. И они начинают свой путь спасения, полный приключений и опасностей.

Едва только видишь на экране аляповатый, пронизанный трубами и клепанными железными балками подземный город-убежище Эмбер — сразу ловишь себя на мысли: ба, да это же настоящий Зион, каким он должен был бы быть, снимай «Матрицу» люди менее пафосные, и капельку более умные, нежели братья Вачовски. Причем все то, что Вачовски преподнесли зрителю как изыск хайтековского дизайна: футуристические компьютеры в ржавых клепаных заклепками величиной с арбуз корпусах, с торчащими трубами паровозного размера, весь этот, не поймешь к чему привязанный, матричный стимпанк в иронично-абсурдном городе Эмбере оказывается как нельзя кстати. Одна единственная улыбка, буквально грамм иронии, и любой абсурд становится оправданным и гармоничным. Ложится в строку как литой.

А абсурдности в фильме хватает, она и является частью действия. Достаточно сказать, что трилогия о городе Эмбер американской писательницы Джинн Дюпро, который и лег в основу ленты, родилась в 50-е годы, когда мир точного знал, что ему не выжить в атомном пекле, но, тем не менее, увлеченно занимался разработками рецептов спасения. Все 50-е в Америке прошли под знаком бомбоубежища, рафинированно символа страха 20 века. При этом, о том, что люди будут делать дальше, никто даже не задумывался. Наверное, надеялись прожить в убежище вечность.

Про вечность под землей, под страхом выхода на поверхность и задумалась Джинн Дюпро. Родился город Эмбер. Похожий на старый потасканный цирк-шапито, где солнце заменяют прожекторы, а люди неизбежно превращаются в нелепых фрикообразных клоунов. Город оказался на удивление смешным. Есть еще более эффективное лекарство от страха?

В фильме лекарство на редкость сильно дозированно. Билл Мюррей. Комиком с осенью в опущенных уголках глаз, вся ирония которого неизбежно грустна и фатальна. Так было и будет, во веки веков, и как бы мы ни старались, а ждет нас одно и тоже: жульничество властей и наше собственное отчаянье. Борьба за жизнь и счастье, и бесконечный поиск смысла. А он, как кощеева смерть, в какой-то загадочной шкатулке. И надо найти выход, вырваться из круга неизбежности. А на пути будет стоять плутоватый мэр с кислым, как свежий лимон, выражением лица.

На первый взгляд, Эмбер всего лишь простенькая прозрачная метафора. Образ современного постиндустриального мира в детской транскрипции. Все тот же «free your mind» и «follow the white rabbit». И мир зазеркалья, который, каким бы перевернутым он не казался, является ни чем иным, как отражением. А если отражение, то значит, вы смотрите в зеркало. С чем собственно вас и поздравляю.

Социальная антиутопия, в декорациях фэнтези, да еще и в жанре детской сказки. Может быть еще более путанная эклектика? Вряд ли, но именно в ней и кроется привлекательность фильма. Конечно, фильм не одинок в своей жанровой исключительности. Аналогий можно обнаружить сколько угодно: вы отправитесь из «Темного города», кварталами «Матрицы», следуя прямиком через «Город потерянных детей» и придя неожиданно в «Таинственный лес» тропинкой «Сокровища нации». И не забудьте передать привет Тиму Бертону.

А что? Загадочный манускрипт в шкатулке, слалом по трубам вентиляции и весьма убедительный, хотя и банальный хэппи-энд. Дань детской аудитории, не очень-то приветствующий пессимизм зрелости. И все это с хиханьками и хаханьками, без малейшего пафоса. Да пожалуй, это постмодернизм, не слишком изящный, учитывая масштаб ретроспективы, но достаточно яркий. Может быть не гениальный, но заслуживающий интереса. Не самый глубокий, но понятный даже детям. И пусть мир в фильме, как и положено сказке, пусть и научно-фантастической, поделен на хороших и плохих с акцентированостью детского рисунка, это, все же чуть больше чем сказка.

До встречи в кино.

Отметить: Город Зеро (Рецензия на фильм «Город Эмбер»)

Материалы по теме:

Совпадения, или о пользе резонанса (Рецензия на фильм «Мертвец») «Никогда не путешествуйте с мертвецом».Уильям Блейк Так получилось, что в кино на этой неделе я не пошел.
Любовь на фоне декораций (Рецензия на фильм «Казанова») «Во флирте главное легкость. А  сексе выносливость. Поэтому первое и второе не всегда связаны».Джакомо Казанова
Особый вкус (Рецензия на фильм «Особое мнение») «Всякое убийство начинается с разговоров об убийстве».Агата Кристи У каждого жанра в кино есть вкус. Как у пива. Или мороженного. Кому, что ближе. Например, липкие, как ярмарочные леденцы индийские фильмы и мексиканские сериалы.
Комментировать: Город Зеро (Рецензия на фильм «Город Эмбер»)