Хак мозга: Какуан. Десять быков

Хак мозга: Какуан. Десять быков

Хак мозга: Какуан. Десять быков
Какуан. Десять быков

Сегодняшний «Хак мозга» дзэновский. А для начала небольшое пояснение, почему мы публикуем «Десять быков» на «Опаньках!». Конечно, в первую очередь, это иллюстрация ступеней достижения просветления, тем не менее, на «Десять быков» можно взглянуть и немного с другой стороны.

Десять быков – Ловлю быка

Вот десять картинок «Десяти быков»:

1. Ищу быка
2. Напал на след быка
3. Заметил быка
4. Ловлю быка
5. Приручаю быка
6. Еду на быке домой
7. Забыл о быке, остался сам
8. Забыл и о быке, и о себе
9. Достиг истока
10. Вернулся с дарами в мир

Изначально (в даосской традиции) этапов было восемь, и заканчивались они пустой картинкой «Забыл и о быке, и о себе» — отказ от страстей и привязанностей. Достигнув гармонии, полного слияния с Дао, вроде бы зачем идти дальше, но в XII веке китайский мастер Какуан нарисовал картинки десяти быков (добавив к восьми даосским еще две) и написал к ним комментарии в стихах и прозе (прозаические здесь обозначены, как комментарий 1). Вариант Какуана был уже чисто в духе дзэн, он не остановился на восьмой (пустой) картинке, а шел дальше прежнего, был дополнен «Достиг истока» и «Вернулся с дарами в мир». Т.е. мастер дзэн не только отказывается от привязанностей и достигает просветления, но он уже отказывается и от своей привязанности к отказу от привязанностей. Он возвращается к своим естественным истокам и живет в миру вполне обычной жизнью. Эти «Десять быков» иллюстрируют стадии пути к достижению полноты бытия, к природе Будды (в данном случае это своего рода титул, присваиваемый человеку, прошедшему этот путь).

Помимо комментариев Какуана (комментарий 1) мы приводим здесь еще по паре толкований из других источников (комментарий 2 и 3), кто-то найдет их для себя более понятными и взглянет на «Десять быков» заново. Без лишней восторженности, отбросив все эти экзальтации с воскуриванием ванильных палочек и закатыванием глаз.

Если посмотреть на это дело проще, то перед нами нормальная схема этапов научения чему-либо, достойная учебника когнитивной психологии. Этой схеме как минимум восемь веков, но не думаю, чтоб процесс научения изменился за это время хоть на грамм.

Рассмотрим на простеньком примере — человек учится играть на гитаре (этот пример понятен каждому, потому как практически любой хоть раз брал в руки гитару и пытался что-то изобразить).

1. Ищу быка Почему-то появился интерес — чем он вызван вопрос второй — вот, просто хочется научиться играть на гитаре, хоть ты режь.

2. Напал на след быка Не понятно, как вообще подступиться к инструменту, но берем гитару в руки. Как играть не понятно. Кое-как ставим руки. Пытаемся ее умостить на коленке, и так, чтоб не соскальзывала.

3. Заметил быка Пытаемся ставить аккорды. Кто-то что-то подсказал. Нарисовал аппликатуру трех аккордов. Какие-то звуки извлекаем. Сбиваемся, пытаемся вернуть кривой палец туда, где ему место. Но вроде звуки какие-то извлекаются.

4. Ловлю быка Аккорды уже более-менее получаются, теперь надо научиться правильно бить по струнам. В определенном ритме, как минимум. Здесь требуется выдержка и самодисциплина. Проявляем морально-волевые качества, если таковые имеются.

5. Приручаю быка Уже вполне так играешь, тренировки не в тягость, играть просто хочется, нравится. Но иногда поглядываешь еще на пальцы.

6. Еду на быке домой Все. Гитара освоена, играешь и главное дело все вокруг тоже уже довольны.

7. Забыл о быке, остался сам На этом этапе не смотришь ни на пальцы, ни на струны. Все получается легко и красиво. И от этой красивости ты тащишься. И сам красуешься, и от себя тащишься — какой ты молоток.

8. Забыл и о быке, и о себе Если ты достиг этого уровня, то тебе уже не важно как ты выглядишь в глазах окружающих, ставишь ли ты как-то по-особенному локоток, притоптываешь ли ножкой. Есть только музыка, и это — главное.

9. Достиг истока Теперь ты вернулся к себе прежнему. Ты играешь, музыка рождает сама себя. Ты естественен. Играть на гитаре для тебя то же самое, что дышать, ходить. Ничего особенного.

10. Вернулся с дарами в мир Ты просто играешь. Не красуясь, не думая о себе — во, какой я мастер игры на гитаре! Теперь это часть твоей сущности.

Подставь вместо музыки хоккей, гольф, поэзию, прозу, да что угодно. Вот и получается, что «Десять быков» не такое уж древнее дерьмо мамонта. Для того чтобы быка отпустить, его надо сначала поймать и приручить, а если перекладывать это на более простые примеры — нет ни одного достоверного случая, когда кому-либо из великих музыкантов помешало знание аккордов. Читай осмысленно, возможно это подскажет тебе свой путь, если, конечно, ты собираешься куда-либо идти.

Итак, все ловим быка.


Какуан. Десять быков


1. Ищу быка

Десять быков – Ищу быка

Скитаясь по пастбищам этого мира,
Без конца раздвигая высокие заросли,
Я стараюсь найти быка.
Вдоль безымянных рек, по запутанным тропам
Я в горах пробираюсь далеких.
Мои силы уходят, нет мочи терпеть,
Не могу отыскать быка.
И лишь ночью в лесу слышен стрекот цикад.

Комментарий 1. Бык потерялся, стоит ли искать?
Ведь лишь из-за отрыва от истинной своей природы я не могу найти его.
В смешении разных чувств я потерял следы.
Вдали от дома, озираясь на распутьях, не знаю я, какой идти дорогой.
Страх, алчность, зло, добро с пути меня уводят.

Комментарий 2. Бык вовсе и не терялся. Так зачем его искать? Повернувшись спиной к своей истиной природе, человек не может ее увидеть. Из-за своей ущербности, он потерял Быка из виду. Он неожиданно обнаруживает, что стоит перед лабиринтом перекрещивающихся дорог. Алчность до мирских благ и ужас перед потерями взвиваются языками обжигающего пламени, мысли о правильном и неправильном вонзаются кинжалами. Один среди лесов и затаив страх в джунглях, он ищет Быка и не находит. Вверх и вниз вдоль мрачных, безымянных, разливающихся рек, в густых зарослях в горах он пробирается по множеству окольных тропок. Исхудавший до костей, павший духом, он продолжает свой поиск этого нечто, которое он пока не может найти. Вечерами он слушает, как на деревьях стрекочут цикады.

Комментарий 3. Это начало пути. Тот, кто отправляется на поиски, должен, по крайней мере, осознать, что он что-то потерял, а также поверить, что пропажу можно найти. «Почему я отправляюсь на поиски быка, который никуда не уходил? Нельзя увидеть свою подлинную природу, стоя к ней спиной. Не замечая быка, я вижу лишь хитросплетение путей. Куда податься? Желание найти и страх потерять жгут, подобно языкам пламени, мысли о правильном и неправильном разят, подобно кинжалам».


2. Напал на след быка

Десять быков – Напал на след быка

Вдоль берега иду, я под деревьями
Следы копыт заметил, даже
Под нежно пахнущей травою они видны.
Вдали от дома, высоко в горах
Мне встретились они.
И прячутся следы не боле,
Чем чей-то вверх торчащий нос.

Комментарий 1. Понимая учение, следы быка я вижу. Теперь я осознал, что если множество вещей из одного металла производят, то точно также мириады сущностей из ткани самости растут.
А если различать не буду, то как же отделю я истину от лжи?
И, хоть пока я не прошел врата, но путь уже заметил.

Комментарий 2. С помощью учения ему удается разглядеть следы Быка. Он понимает, что подобно тому, как различной формы золотые сосуды — все, в сущности, из того же золота, так и каждая вещь является проявлением «Я». Но он не способен отличить добро от зла, правду от лжи. Он фактически еще не прошел через ворота, но он видит воочию следы Быка. Бесчисленные отпечатки увидел он в лесу и вдоль края воды. Видит ли он примятую траву вдали? Даже самые глубокие ущелья высочайших гор не могут скрыть от нас этого Быка, который достает до небес.

Комментарий 3. Ищущий учится. Знакомство с текстами помогает ему понять фундаментальные истины, но он еще не пережил их. «Постигая учение, я нахожу следы быка. Я понимаю, что живые существа проистекают из одного истока, подобно тому, как золотые украшения отливаются из одного металла. Но, не различая этого истока, я не в состоянии отличить истину от заблуждения. Я еще не вошел во врата, но иду по следам».


3. Заметил быка

Десять быков – Заметил быка

Я слышу, соловей поет.
И греет солнце, мягкий ветерок,
И ива зеленеет вдоль реки.
Быку не скрыться здесь.
Какой художник сможет написать
Его огромную главу и царские рога?

Комментарий 1. Кто слышит шум, тот может осознать его источник. Как только все шесть чувств сольются воедино, то входишь во врата.
А лишь войдешь — и голову быка заметишь!
Единство это уподоблю единству соли и воды в растворе, единству цвета со всем прочим, что вместе краску образует.
Легчайшее, неотделимое от самого себя.

Комментарий 2. Если он только внимательно прислушается к окружающим звукам, он придет к осознанию и в то же мгновение увидит сам Источник. Шесть чувств неотличимы от этого истинного Источника. Источник явственно представлен в каждом действии. Он аналогичен соли в воде или связующему компоненту в краске. Когда внутреннее видение правильно фокусировано, человек осознает, что то, что он видит, идентично истинному Источнику. Соловей щебечет на ветке, солнце светит на колышущиеся ивы. Вот стоит бык, где же он мог прятаться? Эта прекрасная голова, эти величавые рога, какой художник смог бы его изобразить?

Комментарий 3. Человек впервые видит быка, впервые непосредственно переживает тот факт, что его собственная природа и природа Будды — одно. «Вслушиваясь в шум, можно различить, откуда он исходит. Когда источники всех чувств сливаются воедино, я вхожу во врата. Вот он, бык, — очевиден и неуловим, подобно соли в морской воде, подобно цвету в краске».


4. Ловлю быка

Десять быков – Ловлю быка

В ужасной борьбе ухватил я его.
Неистощимы бычьи мощь и воля.
Взбегает он на дальнее плато,
Что высоко за облаками,
Или в ущелье недоступном
Укрыться норовит.

Комментарий 1. Он долго был уже в лесу, но я поймал его сегодня! Страсть к окружающей природе его сбивает с направленья.
Сладкой травы жаждет он и все дальше уходит.
И нрав его пока упрям и необуздан.
И укрощать его придется мне кнутом.

Комментарий 2. Сегодня он натолкнулся на Быка, который давно уже резвился в диком поле, и действительно за него ухватился. Тот так долго наслаждался этими естественными условиями, что лишить его своих старых привычек совсем не легко. Он продолжает тосковать по сладко пахнущим травам, он все еще упрям и необуздан. Чтобы полностью укротить его, человек должен воспользоваться кнутом. Человек должен крепко ухватиться за веревку и не выпускать ее, ибо Бык все еще проявляет нежелательные наклонности. То он тащится в гору, то плетется в туманной ложбине.

Комментарий 3. Теперь ученик обращается к самодисциплине. Назначение ее состоит в том, чтобы привнести осознание природы Будды в повседневную жизнь человека и сохранять это осознание при любых обстоятельствах. «Быка, который долго гулял по диким лугам, поймать нелегко. Он тянется к сладким травам, он упрям и строптив. Без кнута тут не обойтись».


5. Приручаю быка

Десять быков – Приручаю быка

А теперь нужны кнут и веревка,
Чтобы снова бык не пропал
На какой-нибудь узкой и пыльной тропинке.
Хорошо был обучен когда-то и вот
Снова кроток и добр, как и прежде.
И опять повинуется так же,
Совершенно свободный от пут.

Комментарий 1. Когда одна мысль возникает — за ней другая вслед идет.
Когда возникла мысль из просветленья, то истинны все следующие мысли.
Все делает неверным заблужденье.
Не объективное рождает заблужденье — оно из субъективного идет.
Держитесь крепко за кольцо, что через нос быка продето, не допускайте ни малейшего сомненья.

Комментарий 2. Стоит появиться одной мысли, как начинают рождаться все новые и новые. Просветление приносит осознание того, что такие мысли не являются нереальными, поскольку даже они происходят из нашей истиной природы. Они представляются нереальными только потому, что заблуждения все еще присутствуют. Это состояние заблуждения берет начало не в объективном мире, а в нашем собственном сознании. Человек должен держать веревку крепко и не позволять Быку бродить, где попало, чтобы тот не забрел в свою излюбленную грязь. Если за ним как следует ухаживать, он становится опрятным и кротким. Отвязанный, он послушно идет за хозяином.

Комментарий 3. Это высшие ступени обучения. Ученик стремится к непрерывному проявлению природы Будды в каждом своем действии и каждой мысли. «Я веду быка за веревку, продетую через кольцо в носу, и не даю ему ложиться в грязь. Если за быком хорошо смотреть, он становится чистым и кротким. Теперь уже и без привязи он следует за хозяином».


6. Еду на быке домой

Десять быков – Еду на быке домой

Я на быке верхом неспешно
Спускаюсь по горе домой.
Свирель моя поет и будит мягкий вечер.
Рукой похлопывая в такт,
Я отмеряю вечный ритм.
И кто бы ни услышал эти звуки —
Тотчас подхватит их.

Комментарий 1. Окончена борьба, уравнены находка и потеря. Лесной деревни песню я пою, мотивы детства из свирели извлекаю.
Сидя верхом на быке, гляжу на облака над головою.
Вперед еду я и о том не тревожусь, что бы меня остановить могло.

Комментарий 2. Борьба окончена, «приобретения» и «потери» более не беспокоят человека. Он напевает незамысловатую мелодию дровосека и наигрывает простые песенки деревенских ребятишек. Верхом на спине Быка, он безмятежно разглядывает облака в вышине. Его голова не поворачивается в сторону возможных соблазнов. Как бы его не пытались вывести из равновесия, он остается спокойным. Передвигаясь свободно как воздух, он бодро едет домой сквозь вечерние туманы в широкой соломенной шляпе и накидке. Где бы он ни ехал, он создает свежий ветерок, в то время как в его душе царит глубокий покой. Быка даже не надо приманивать травой.

Комментарий 3. Когда человек прочно утверждается в осознании природы Будды, формальное обучение становится несущественным. Дисциплина, которая прежде воспринималась как ограничение, становится источником чувства свободы и умиротворения. «Борьба окончена, желание найти и страх потерять исчезли. Я еду на быке, напевая простые деревенские мотивы детства. Я гляжу на плывущие в высоте облака и не тревожусь о своем движении».


7. Забыл о быке, остался сам

Десять быков – Забыл о быке, остался сам

Верхом на быке я добрался до дома.
Я безмятежен, и бык мой пускай отдохнет.
Рассвет наступил. Блаженствуя в покое
Жилья своего под соломенной крышей,
Я в угол забросил веревку и кнут.

Комментарий 1. Все подчиняется не двум, а одному закону.
Быка мы взяли лишь, как временный предмет.
Это как связь у кролика с капканом, и как у рыбы с сетью.
Это как золото и шлак, как появленье из облака луны.
Чистого света дорожка одна сквозь бесконечное время струится…

Комментарий 2. В дхарме нет никакой двойственности. Бык — это Первичная природа: это человек теперь уяснил. Для поимки кролика больше не требуется капкана, а для ловли рыбы — сетей. Подобно золоту, которое отделено от пустой породы, подобно луне, которая проглянула сквозь облака, один луч яркого света сияет вечно. Только на быке смог он вернуться Домой. Но гляньте, Бык теперь исчез, и человек сидит в одиночестве и покое. Красное солнце плывет высоко по небу, когда он умиротворенно грезит. Поодаль под соломенной крышей лежит его бездействующие кнут и веревка.

Комментарий 3. Искавший вернулся домой и забыл о быке. Различие между сакральным и обыденным для него исчезло, ибо все обладает природой Будды. «Нет двух — вот истина. Я занимался быком, пока не постиг его как свою изначальную природу. Силки не нужны, когда кролик пойман, сеть не нужна, когда рыба в руках. Просветление подобно золоту, отмытому от глины, или луне, что выглянула из-за туч».


8. Забыл и о быке, и о себе

Десять быков – Забыл и о быке, и о себе

Веревка, кнут, и бык, и самость -
Ушли в Небытие.
Безбрежно небо так, что мысль
К нему пристать не может.
В бушующем огне как уцелеть снежинке?
Ушедших патриархов здесь следы.

Комментарий 1. Ушла посредственность. От всех ограничений ум свободен.
Я просветленья не ищу. Но также и не остаюсь я там, где просветленья нет.
И, так как ни в одном из состояний я не остаюсь надолго — глаза меня не могут увидать.
И если сотни птиц цветами мой путь усыпят даже — в чести этой нет смысла для меня.

Комментарий 2. Все иллюзорные чувства сгинули, а также исчезли и мысли о святости. Он не задерживается в стадии «я — Будда» и быстро преодолевает стадию «а теперь я очистил себя от чувства гордости, что я — Будда». Даже тысячи глаз (пяти сотен Будд и патриархов) не могут обнаружить у него никаких характерных качеств. Если бы сейчас сотни птиц забросали его комнату цветами, он не мог бы не устыдиться себя. Кнут, веревка, Бык и человек одинаково принадлежат Пустоте. Лазурное небо так обширно и бесконечно, что его не достичь никаким представлениям. На ярко горящем огне снежинке не выжить. Когда это состояние сознания осуществлено, наконец, приходит понимание духа древних патриархов.

Комментарий 3. Это переживание своей истинной природы как пустоты, как сущностного Ничто. «Я лишаюсь ощущения своей необычности, святости. Я не останавливаюсь там, где есть Будда, и не останавливаюсь там, где нет Будды. Даже тысяча глаз (Будд и патриархов) не найдет во мне ничего особенного. И если бы птицы принесли цветы к моему порогу, я бы устыдился». (Подразумевается притча об отшельнике, который источал такую благость, что птицы приносили ему цветы. Когда он достиг полного просветления, птицы утратили к нему всякий интерес.)


9. Достиг истока

Десять быков – Достиг истока

Как много шагов сделал я совершенно ненужных,
Чтоб назад возвратиться к истоку.
Уж лучше слепым и глухим оставаться с начала!
В жилье настоящем своем пребывая,
Я равнодушен к тому, чего нет и что есть -
Вот река, что течет безмятежно,
Вот красные цветы…

Комментарий 1. Сначала истина ясна. Уравновешенный, в молчанье, я наблюдаю форм распад и форм объединенье.
Тому, кто не привязан к форме, реформа не нужна.
Вода — изумруд, гора — насыпанное индиго, и то, что созидается, и то, что разрушается — я вижу.

Комментарий 2. С самого начала не было даже и пылинки, оскверняющей изначальную Чистоту. Человек созерцает приливы и отливы жизни мира, скромно пребывая в состоянии непоколебимой безмятежности. Эти приливы и отливы — не признак и не иллюзия, а проявление Истока. Зачем, тогда, нужно за что-то бороться? Вода — голубая, горы — зеленые. Наедине с собой, он наблюдает, как вещи без конца меняются. Он вернулся к Началу, возвратился к Истоку, но его шаги были напрасными. Сейчас он как будто ослеп и оглох. Сидя в своей хижине, он не домогается тех вещей, что снаружи. Ручьи извиваются сами по себе, красные цветы естественным образом расцветают красными.

Комментарий 3. На девятой стадии просветление становится окончательным и неотличимым от не-просветления. Истинная природа человека не только пуста, она есть, и она есть его истинная природа. «Я наблюдаю приливы и отливы жизни, скромно сохраняя состояние нерушимой ясности. Эти приливы и отливы — не иллюзия, они приходят из истока и возвращаются в него. Зачем бороться с ними? Реки сверкают, горы зеленеют. Я созерцаю бесконечные превращения вещей».


10. Вернулся с дарами в мир

Десять быков – Вернулся с дарами в мир

Босой, в распахнутом халате,
Средь мира людей пребываю.
Лохмотья мои запылились,
А сам я блаженствую вечно.
И магия мне не нужна,
Чтоб жизнь удлинить. И теперь
Предо мной оживают деревья…

Комментарий 1. Внутри мои врата, и тысяча святых меня не знает.
Незрима сада моего краса. К чему искать патриархов следы?
С бутылкою винной иду я на рынок, о посох опершись, домой возвращаюсь.
И на базаре, и в лавчонке винной, лишь только на кого взгляну — он просветленным станет.

Комментарий 2. Двери его дома закрыты, а его самого не найти даже самым мудрым. От панорамы его мыслей не осталось и следа. Он идет своим путем, не делая попыток следовать по стопам мудрецов, живших до него. С бутылью из тыквы он входит на рынок. Опираясь на свою палку, он возвращается домой. Он ведет трактирщиков и торговцев рыбой по пути Будды. С грудью нараспашку, босиком, он идет на рыночную площадь. Забрызганный грязью и покрытый пылью, как широко он улыбается! Не прибегая к мистическим силам, он быстро заставляет засохшие деревья цвести.

Комментарий 3. На последней, десятой стадии человек становится Бодхисаттвой, свободным от привязанности к просветлению. Бодхисаттву изображают с большим животиком и бутылью вина. Он прибыл в город — противоположность монастырскому и медитативному уединению. Он готов принять участие в радостях и горестях мира, но не из привязанности к нему, а ради его освобождения. «Дверь моей деревенской хижины закрыта, и даже мудрый не найдет меня. Я ушел своим путем — сад незрим, зачем искать следы патриархов? Гуляя по рынку, обнимаюсь с бутылкой. Возвращаясь домой, опираюсь на палку. Я веду трактирщиков и торговцев рыбой по пути Будды».


Шаматха

В тибетской практике есть интересный аналог «Десяти быкам» — традиционная картина для «медитации для успокоения ума» — шаматха.

Десять быков – Шаматха

Главное отличие «Шаматхи» от «Поисков быка» — в том, что здесь весь путь практики показан на одном листе и вместо быка символом дисциплинируемого ума выступает слон: темный в начале и постепенно становящийся девственно-белым. Человек (практикующий) сначала гонится за слоном, затем пытается его заарканить, со временем ему это удается и он ведет его за собой, потом слон идет своим ходом (уже совершенно очистившийся), спокойно лежит рядом с медитирующим хозяином и, наконец, уносит его на своей спине в бескрайние дали.

Отметить: Хак мозга: Какуан. Десять быков

Материалы по теме:

Хак мозга: Брюс Мау. Неполный манифест творческого роста An incomplete Manifesto for Growth. Bruce Mau. Life style. London, «Phaidon» 2000, p.88—91
Хак мозга: Хью Маклеод. Как быть креативным Это маленькая, на 50 страничек, книжка «Как быть креативным» (How to be creative) Хью Маклеода (Hugh MacLeod), известного своим проектом Gaping void, где, в частности, рисует карикатуры на обороте визитных карточек.
Фабула и сюжет — как это сделать Что такое фабула и сюжет? Попробуем разобраться. Иногда создается впечатление, что люди, произносящие эти умные слова — фабула, сюжет — друг друга не слушают, а под этими понятиями подразумевают совершенно разные вещи.
Комментировать: Хак мозга: Какуан. Десять быков