Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2»)

Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2»)

Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2»)
Проклятие-2

Вопросы везения или невезения, всегда отдают мистикой. «Почему мне», «почему именно я», «ну что, за оказия такая» — начинаем мы сокрушаться каждый раз, когда в очередной раз попадаем в какой-нибудь переплет. Случайность? Нет, это нас решительно не устраивает. Ну не могут такие вещи случаться «как-то так». Они всегда случаются определенным образом. И возникает соблазн персонифицировать личную неудачу, в некий целенаправленный акт: это просто нас не любят. Точно. Это нам желают зла. Это кто-то хочет что бы мне было плохо. Это проклятье.

Даже не так, «Проклятие-2» — ибо первого проклятья оказалось мало — новый американский фильм японского режиссера Такаси Симидзу. Приставка «американский» штука важная, так как у режиссера есть сделанные в Голливуде и сделанные в Токио ленты. А вот название, хоть с номером хоть без, абсолютно не имеет никакого значении. Потому что, ничего кроме фильма «Проклятие», в количестве на сегодняшний день 6 штук, Симидзу так и не снял. Оно конечно, режиссеру всего 34 года, и все впереди, но что-то в его биографии подсказывает: «Проклятие» в жизни Такаси Симидзу — это навсегда. На то оно и проклятие. В утешение можно лишь констатировать, что это своеобразный рекорд. Такого: снимать на протяжении 10 лет один и тот же фильм — до Симидзу еще не делал никто. Он первый.

Вторая часть «проклятия»: похоже, Голливуд обречен, снимать римейки японских «ужастиков». И очень надолго обречен. После того, как в Калифорнии прозвучал первый «Звонок», голливудские продюсеры «реально» потеряли сон, выискивая новые и новые самобытные японские триллеры. А это значит, что скоро сон потеряют и зрители: если уж в Голливуде за что-то берутся, то делают это всерьез. И с размахом. В Америке Симидзу сразу отвалили 10 лимонов американских йен, которые, как вы понимаете, будут пожирнее японских. Это явно превосходило прежние аппетиты Симидзу, привыкшего к скромному токийскому пайку. Но и результат превзошел все ожидания: первое проклятие собрало больше 40 миллионов. На этот раз аппетиты возросли и у продюсеров, и бюджет второго фильма вырос вдвое — 20 миллионов. Осталось подождать результата…

У фильмов ужасов есть только одна цель: всех хорошенько напугать.

Но здесь возникают нюансы. Что пугает больше всего? Ясный пень, незнакомое и непонятное. А вот теперь ответьте, пожалуйста, на один простой вопрос: а что еще незнакомого и непонятного, может остаться после 6 (!) фильмов, с одной и той же темой и, более того, практически с одним и тем же сюжетом!? Вот именно.

Правда тут есть одна специфическая черта японского зрителя. В японском искусстве очень важную роль играют символы и скрывающиеся за этим смыслы, сюжет же как таковой вообще почти никого не интересует. Именно поэтому, все 4 японских «Проклятия» Симидзу, имели минимальные сюжетные различия, и актеры, послушно раз за разом разыгрывали одни и те же мезонсцены, в тех же понравившихся зрителю декорациях. Режиссер не старался удивить зрителя, ему важнее было зрителя не разочаровать. Однако этот подход, совершенно не подходил искушенному в «ярмарочных» удовольствиях и «цирковых» трюков современного кино западному зрителю. И Сумидзу был вынужден отойти от своего стиля, присущего японскому «хоррору» минимализма, уменьшить роль символов. Он нарушил непередаваемую атмосферу простеньких городских новостроек, урбанистической депрессии смешанной с традиционной японской мистикой, где на стыке патриархальной культуры и нового, слегка маргинального, быта и рождалась настроение непонятного и ужасного.

Одними словом, причесав и выстроив фильм в классические кинотрадиции, Голливуд убил в нем то, из-за чего, в свое время оценил: индивидуальность и авторский стиль. При всей повторяемости творчества Такаси Симидзу, он был вполне себе самобытен и заметен.

А кино получилось обычным и рядовым. И если раньше немудреные приемы, состоящие из припудренных мальчиков и нестриженых волос, в сочетании с психоделическим сюжетом пугали, то теперь они откровенно смешат.

А вы любите смеяться на сеансах фильмов-ужасов?

Отметить: Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2»)

Материалы по теме:

Давеча (Рецензия на фильм «Послезавтра») «Вот, государь император, намедни грибочков поел и преставился!»Булгаков, «Белая гвардия»
К вопросу о количестве воинов в поле (Рецензия на фильм «Спартанец») «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».Козьма Прутков
Страшнейшее из искусств (Рецензия на фильм «Очень страшное кино-3») «Вот щас-с-с это допью… и тоже брошу».Таможенник Верещагин
Комментировать: Хронический ужас (Рецензия на фильм «Проклятие-2»)