История с ароматом (Рецензия на фильм «Парфюмер»)

История с ароматом (Рецензия на фильм «Парфюмер»)

История с ароматом (Рецензия на фильм «Парфюмер»)
Парфюмер

«Поистине, все зло мира проистекает из одного источника, и этот источник — вакуум человеческой любви к Богу и ближнему».
Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Жизнь, как известно, дана нам в ощущениях. Зрение, звук, осязание — как обманчивы они порой, насколько легко ослышаться, ошибиться в очертаниях и цвете, принять за реальность марево жаркого колеблющегося воздуха, или услышать речь в шелесте листвы. Кажется, весь мир вокруг задуман с одной единственной целью: обмануть нас, запутать в ворохе неясных теней, и еле слышных звуков, убедить нас в том, что все вокруг сон и не является реальностью.

И только один запах не врет. Вы замечали, как ведется себя кошка, или собака при виде незнакомца? Она даже не смотрит, на него, лишь поводит носом, жадно вдыхая ароматы, различая их оттенки, определяя источник. Запах скажет все: какое существо перед тобой, откуда оно пришло, и даже что думает. У страха, ненависти, любви — у всего есть свой запах. Запах не обманывает. Пока не появиться парфюмер — самый изощренный из всех обманщиков.

Собственно сам роман Патрика Зюскинда, носит название «Аромат», и лишь в прихоти наших переводчиков он превратился в «Парфюмера». Но, наверное, так и правильнее, ибо перед нами не сага о парфюмерном искусстве, а история одного единственного человека, Жан-Батиста Гренуэя, бедного юноши, которому запахи заменили в жизни все: надежду, вожделение, а главное — чувства. Человеку, у которого было гениальное обоняние, и не было ничего другого.

Патрик Зюскинд, сочинил историю о человеческой ограниченности, и печальных последствиях подобного дефекта души. Пройти мимо столь яркой истории, кинематограф естественно не мог, и со дня выхода в свет книги в 1985 году, все только и ждали появления фильма. В разное время замысел экранизации «Парфюмера» вынашивали Стэнли Кубрик, Милош Форман, Ридли Скотт, Мартин Скорсезе и Тим Бёртон. Однако уговорить на такое предприятие Патрика Зюскинда, автора шедевра, смог лишь его соотечественник Бернд Айхингер, который в то время, когда роман выходил из печати, продюсировал «Имя Розы». Кстати, Эндрю Биркин, один из сценаристов, адаптировавших бестселлер Умберто Эко, принял непосредственное участие в работе над киновариантом «Парфюмера», и, как следствие, стилистически эти два фильма весьма схожи.

Перед продюсером и сценаристом Айхингером и режиссером Томом Тиквером встала практически невыполнимая задача — передать посредством зрительных образов мир, в принципе не поддающийся визуализации, летучий универсум ароматов. И надо признать, в рамках человеческих возможностей они эту задачу выполнили в высшей степени достойно.

Чтобы передать удивительный мир запахов, в котором живет его герой, Зюскинд прибег к приему замещения: запахи в книги заменяла беспрецедентная жестокость и натурализм сцен книги. Тырквел, применил похожий прием, но попытался избежать излишнего цинизма, очевидно рассудив, что это придаст фильму ненужную скандальность, а главное, отвлечет зрителя от основной идеи автора книги. В его интерпретации, особую чувствительность Гренуэйя, передают звуки. Сделано это блестяще. Порой гипертрофированно громкие, и всегда крайне натуралистические звуки шагов, распахивающихся окон, шелеста листвы и одежды, негромкого шепота, двигающейся мебели, хлопающих дверей — все то, что в нормальном состоянии, представляет задний звуковой план, в фильме вынесено на передний план. Сделано это изящно и тонко, без излишнего педалирования, с чрезмерным чувством меры. Результат получился впечатляющим.

Не менее впечатляющ и актерский ансамбль. Прежде всего, на редкость удачный подбор актеров. В заглавной роли снялся 25-летний англичанин Бен Уишоу, малоизвестный до сих пор актер классической театральной выучки. И эта его несколько неуклюжая в кино театральность, и абсолютное отсутствие, неизбежного в голливудской карьере любого, даже самого хорошего актера, налета затасканности позволяют совершенно органично воссоздать природу ущербности Жан-Батиста Гренуэя. Слабое, уязвленное существо, живущее в мире запаха и не видящее за ним других людей. Его трагедия — принадлежность к человеческому обществу, там, среди зверей, он, возможно, стал бы самим собой, и запах стал бы его глазами. В мире людей он учиться обманывать запахом.

Дастин Хофман, из эпизодической роли метра Балдини, вообще сделал маленький шедевр. Он не учит Гринуэйя парфюмерному искусству, он открывает ему мир, где запахи можно не просто создавать, где ими можно управлять. А вслед за запахами, можно управлять людьми.

Жан-Батиста Гренуэй, человек без запаха, но ставший властелином запахов, присвоив себе, буквально божественный аромат, увы, не обрел, ничего кроме него. Можно украсть запах, а вслед за ним и любовь людей. Нельзя только украсть умение любить.

Обман и любовь — несовместимы.

Отметить: История с ароматом (Рецензия на фильм «Парфюмер»)

Материалы по теме:

Черное и Белое Ингмар Бергман. В этом имени есть что-то прохладное и изящное. Как камни балтийских фьордов, отражающиеся в изломанных волнах. Как суровая скандинавская природа. Как музыка Грига.
20 цитат из м/ф «Волшебное кольцо» Стали жить Жужа бела, да Машка сера, Ванька с мамкой, да змея Скарапея. Мамка этой Скарапеи незалюбила, к обеду не зовет, по отчеству не величат. Вот история-то…
Рокки в юбке (Рецензия на фильм «С меня хватит») «Феминистки говорят, что борются за равные права с мужчинами. Неправда. Они хотят поменяться с нами местами».Марк Твен
Комментировать: История с ароматом (Рецензия на фильм «Парфюмер»)