Как бы, даже, комедия (Экспресс-рецензия на фильм «День радио»)

Как бы, даже, комедия (Экспресс-рецензия на фильм «День радио»)

Как бы, даже, комедия (Экспресс-рецензия на фильм «День радио»)
День радио

«День радио»
Фильм Дмитрия Дьяченко
Россия, 2008

Нет, что ни говорите, а комедия самый трудный жанр. Потому что требует искренности и от зрителя, и от авторов. Плакать можно из жалости к себе, а не к героям фильма, бояться темноты в зале, а не монстров на экране, а вот смешить и смеяться можно только от чистого сердца. И тут либо понравился фильм зрителю, либо нет. Никаких промежуточных оценок.

Фильм режиссера Дмитрия Дьяченко и театрального «Квартета И» — «День радио» — это как раз тот случай, когда оценка зрителя категорична и однозначна: смешно и никаких гвоздей. На премьере казалось, что сейчас зал взорвется на куски от непрекращающегося хохота публики, а в конце звучали неизменные аплодисменты. Такого в отечественном кино я не припомню уже очень давно.

Хотя вообще-то, назвать это премьерой довольно сложно, так как большее число зрителей прекрасно знакомо с творчеством «Квартета И» и либо видело телеверсию одноименного спектакля, либо даже видели спектакль вживую. Конечно, шутка второй свежести это уже как бы и не шутка, но в данном случае, это удивительным образом не сыграло никакой роли.

Полная комического абсурда история про нелепый радиомарафон, в защиту выхухоли и прочих забавных зверей, застрявших на российском буксире где-то в северных морях, устроенный сотрудниками «Как бы радио», была задорным театральным капустником. и Главной проблемой режиссера было сделать из театрального капустника полноценное кино, не потеряв присущей тому камерности, которой и был ценен спектакль «Квартета И», но в то же время, использовав всю гамму приемов кино.

Скажем сразу, удалось это не вполне, некоторые приемы, такие как космические перелеты из студии радио на борт корабля и обратно, набивают оскомину уже через 10 минут просмотра, да и в целом театральность исходного материала все же побеждает в фильме. Но главное, что стоит отметить: несмотря на то, что потенциал кино в фильме явно не реализован, сама история нисколько не потеряла комизма.

В спектакле квартета Алексей Кортнев со своей группой «Несчастный случай» исполнял роли всех приглашенных в студию музыкантов, что давало ему возможность исполнить блестящие пародии на современную российскую эстраду. К сожалению, в фильме Кортнев почти не занят, так как его потенциал был полностью использован в предыдущем фильме квартета «День выборов». Это, пожалуй, самый большой минус фильма, но в целом музыкальная часть фильма, в которой кроме Кортева приняли участие Николай Фоменко, Владимир Шахрин, Илья Лагутенко, Олег Скрипка, Диана Арбенина, Максим Покровский, выглядела более чем достойно.

Вообще, постперестроечному российскому кино как-то категорически не везло с комедиями. Исключения по пальцам можно пересчитать. Старые режиссеры либо перестали снимать вообще, либо, как Рязанов, потеряли прежнюю хватку и растерялись в стремительно меняющемся мире. Поэтому, сегодня такие фильмы как «День радио» и «День выборов» выглядят маленькими островками остроумия и хорошего вкуса на фоне стремительного наступления пошлости в российском кинематографе.

Отметить: Как бы, даже, комедия (Экспресс-рецензия на фильм «День радио»)

Материалы по теме:

Бум-бум (Рецензия на фильм «Бумер») «Куда мы едем по этому говну?»Чисто конкретная фраза из фильма А действительно, куда едем? Да еще по этому самому?
Сантиметры влияния (Рецензия на фильм «От 180 и выше») «— Неужели никто не может остановить этого карлика!? — Дело не в росте. Дело в дальнобойности его пушек».Из разговора Александра I с генералом от инфантерии графом Кутузовым
Последний довод королей (Рецензия на фильм «Последний уикенд») «Глупость это не отсутствие ума. Это такой ум!»Генерал Лебедь
Комментировать: Как бы, даже, комедия (Экспресс-рецензия на фильм «День радио»)