Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли»)

Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли»)

Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли»)
Все могут короли

«Все могут короли»
Фильм Александра Черняева
Россия, 2008

— Это кабина лифта?
— Это моя комната.
Фильм «Римские каникулы»

Старые добрые фильмы. Их хочется пересматривать снова и снова. И каждый раз они неизменно дарят радость и тепло. А если вы фанат кинематографа, например, такой как я, то самые любимые ленты вы можете смотреть десятки, сотни, да что там, просто бесконечное количество раз!

А вот если вы циничный, расчетливый, жадный, беспринципный продюсер, то вы их вообще не смотрите. Вы снимаете на них римейки. Всего по одному разу. Впрочем, большего им и не надо. Хотя… Можно еще смыть пленку кислотой. По крайней мере, тогда она будет чистая. В отличии от фильма Алексанлдра Черняева «Все могут короли», римейка фильма Вильяма Вайлера «Римские каникулы» 1953 года.

Беда с этими римейками. Конечно, чужим умом жить не запретишь, но волна таких вот опусов захлестнувшая отечественное кино явно тревожит. У нас уже пускался в «Побег» «Беглец» Эндрю Дэвиса и была «В движении» «Сладкая жизнь» Феллини, и все как-то анонимно. На это раз создатели ваньку вроде не валяли — сразу признались в «плагиате» — но легче никому не стало. «Все могут короли», по заявлению авторов, довольно таки вольная вариация на тему «Римских каникул». «Вольностей» в новой ленте, конечно, хватает, хотя сюжет остался неизменным — журналист встречает, сбежавшую из-под опеки охраны, самую что ни на есть настоящую аристократку. Но действие ленты перенесено в современную Москву, журналист информационного агентства превратился в нечто аморфное, среднее между папарацци и частным-детективом (создатели, видимо, так и не решили, что «слаже» для неокрепших девичьих душ), а принцесса понизилась в ранге до потомка рода Долгоруких, живущих в эмиграции. Но все это дело привычное, дань, так сказать, времени. А вот настоящий ужас заключается в том, что в фильме Черняева Грегори Пек вдруг превратился в Гошу Куценко. Вот это уже не вольность. Это страшный сон. Золушка с ее тыквой в полночь, может забыть об этой мелочи и насвистывать Боба Марли.

Вообще, когда пишешь рецензию на римейк, очень трудно избежать прямых сравнений, не увлечься исходным фильмом, и в результате, не написать рецензию на него самого. Я буду стараться. Но ничего обещать не могу.

О чем была картина Вайлера, и почему она получила такой успех? Роман между грубоватым и циничным американским журналюгой, готовым на все, ради «жареного» репортажа, и молодой аристократкой королевской крови был совершенно точной копией отношений между Америкой, неожиданно обнаружившей себя спасительницей мира от нацистской чумы и побитым войной Старым Светом, пораженным беззаботностью, богатством и веселостью пришедших к ним на выручку «простых американских парней». Это было взаимное исследование, поэтому лента Вайлера начинается с ироничного взгляда на помпезные привычки европейских аристократов, а заканчивается самоиронией над хамоватостью и цинизмом американцев и удивительным для них открытием: за деньги можно отнюдь не все. Начавшись как комедия положений, в финале картина становится настоящим гимном Европе, признанием ей в любви и клятвой учится, учится и еще раз учится манерам и воспитанию. Американцам фильм понравился, потому что они так и думали, а европейцам, очевидно, из тщеславия.

Про что фильм Черняева? Про то, что если вы здоровый лысый дылда и ездите на никелированном «Харлее» за 60 штук енотов, то вам совершено реально замутить любую фифу, даже если она аристократка из Франции. Причем, по итогу, ее папик выпишет вас из дикой российской тундры, упакует в белого коня, перевяжет букетом роз и подарит дочурке на 8 марта. Кстати, пользуясь случаем, поздравляю всех женщин — аристократок и нет — с праздником.

Но вернемся к фильму. Каждый эпизод в «Римских каникулах» подчинен общей идее. Например, знаменитый, фрагмент в парикмахерской. Уже одно то сожаление, с которым итальянский парикмахер соглашался состричь роскошные каштановые кудри Одри, стоит «Оскара». Он кромсает их ножницами, и в каждом его движении отчаянье и презрение к клиентке, толкнувшей его на это преступление. Но вот его взгляд падает на зеркало, и в нем просыпается художник. Несколько взмахов ножницами, немного колдовства с расческой, и перед нами та самая Одри Хэпберн, перед которой склонился мир. А эта прическа еще добрых лет 20 будет эталоном для модниц всего мира.

Что нам предложил взамен Черняев? Придурка из «Осторожно Модерн». Я, конечно, имею ввиду образ, а не актера. Я с уважением отношусь к Сергею Росту и его комическому таланту, в той старой передаче он, как и Нагиев были к месту, но в «Римских каникулах», в качестве альтернативы стиляге итальянцу?! Не хватало сюда еще прапорщика Задова. Герой Роста, не находит ничего лучшего, как тупо обкорнать героиню под корень, правда по ее же просьбе. Очевидно, сделано это создателями фильма для гармонии. Рядом с лысым нужно что-то очень коротко стриженное. Что-то из фильмов про Бухенвальд. И это явно не Одри Хэпберн.

А вот Одри Хэпберн в «Римских каникулах» была настоящим открытием Голливуда. А сами «Римские каникулы» были открытием Одри Хэмпберн. А Рим был самым настоящим открытием для самовлюбленных американцев. Одним словом, сплошные «римские открытия», прямо на зависть отважному Колумбу. Так вот: Одри в фильме — неграненый алмаз, демонстрирующий свою невинность и актерскую неосведомленность, которую Грегори Пэк лишь искусно обрамлял своей харизмой и опытом. Весь фильм построен на явлении миру неизвестной очаровательной актрисы, что совершенно соответствовало фабуле фильма — презентации обществу наследницы одной из европейских династий. Эдакий первый бал Наташи Ростовой, роль которой, кстати, совершенно закономерно сыграет актриса всего через 3 года после премьеры «Римских каникул».

Какое это имеет отношение к Елене Поляковой, исполнительнице главной роли в римейке? Да в том-то и дело, что никакого. Ровным счетом. Ничего не имею против актрисы, она талантлива, но… Хуже было только у Любови Орловой в «Скворцах и лире», когда 72-летняя, тогда уже бывшая, звезда советского кинематографа испольная роль 30-летней разведчицы. Знаю, знаю, современные продюсеры делают ставку на «звездный» состав, вон и Жерар Депардье приплели. Тогда объясните мне, почему в 53 продюсеры сделали ставку на никому еще неизвестную Одри Хэмпберн? Дурачки?! Странно, что теперь мы снимаем римейки по их фильмам, а не наоборот.

Кстати, о Депардье: он здесь как две вафельки в мороженом-сендвич: в прологе фильма и в финале. По идее, это как-то должно оттенять вкус и делать его «ну, чисто, шикарным». На деле, к мороженному с таким же успехом можно было бы прибить две фанерки — ровным счетом ничего не поменялось бы. Участие старины Жерара в сюжете ноль целых ноль десятых. Если аккуратно отстричь соответствующую плетеночку, зритель этого даже не заметит. Кроме того, в мороженом между вафлями находится все-таки мороженое. В нашем же случае продукт совсем другого качества.

В общем, найти параллели со старым фильмом 53 года дело мудреное. Их тут почти нет. Черняев «поулучшал» все что мог. Журналист-неудачник, воспринимавший работу в Риме как ссылку, превратился в наглого бандита, от успешности которого тошнит, принцесса, понявшая, что родилась не просто девушкой и у нее есть долг перед собственной страной, стала обычной богатенькой сумасбродкой, которая теперь-то уж точно знает, что ей позволено все. Даже несчастный мопед и малолитражка «сис-шво» (6 лошадиных сил!) стали вдруг мотоциклом «Харли-Дэвидсон» и спортивным кабриолетом «Мерседес». Хотел бы я видеть журналистов, пусть даже и самых успешных, которые позволяют себе такую «конюшню». Доренко?

Вообще та легкость, с которой современные кинолюбители от нового русского кино, «улучшают» мировые шедевры, вызывает серьезные сомнения в их душевном здоровье. Вместо изящного, грустного и очень светлого финала «Римских каникул» нам показали барбиобразное «братание» псевдопринцессы Поляковой и Гоши Куценко на белом коне. Нет, я, конечно, понимаю, что принц всегда должен скакать на белом коне, но зачем нам два коня?!

Так что, на деле, фильм все-таки оказался «кабиной лифта». Вопреки всем заявлениям создателей и особенно фразе Гоши Куценко на пресс-конференции, относительно того, как «классно сниматься в простом добром фильме». Я не буду спорить с Гошей, возможно, он действительно снялся в «простом добром фильме». Так пусть нам теперь это фильм покажут! Потому что это явно не «Все могут короли», картины нелепой, вульгарной и очень далекой от объекта подражания. Взамен иронии Черняев использует цинизм, вместо мелодрамы — пошлость, вместо светлой грусти — разухабистое веселье.

И кому после этого верить? Никому. Только мне, и только в одном утверждении — любите кино.

Отметить: Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли»)

Материалы по теме:

Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2») «Русские любят гнать. Причем быстро».Зигмунд Фрейд. Неточный перевод
Одиннадцать с половиной (Рецензия на фильм «12») — В атаке солдат должен думать... — О противнике? — Об Императоре!Из разговора подпоручика Дуба с вольноопределяющимся Кацем
Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры») «Когда куда-то плывешь, надо знать главное: куда-нибудь, да приплывешь».Христофор Колумб
Комментировать: Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли»)