Карусели в центре Земли (Рецензия на фильм «Путешествие к центру Земли 3D»)

Карусели в центре Земли (Рецензия на фильм «Путешествие к центру Земли 3D»)

Карусели в центре Земли (Рецензия на фильм «Путешествие к центру Земли 3D»)
Путешествие к центру Земли 3D

«Путешествие к центру Земли 3D»
Фильм Эрика Бревига
Journey to the Center of the Earth 3D, США, 2008

«Это не просто фантастика — здесь есть вдохновение».
Фраза из фильма

Реплику, вынесенную в эпиграф, профессор Тревор Андерсен, главный герой фильма Эрика Бревига «Путешествие к центру Земли 3D» произносит где-то на пятой минуте. Зачем он это делает совершенно непонятно, ведь ни вдохновения, ни фантастики в ленте Бревига нет вообще. А есть один лишь аттракцион.

Ученый-сейсмолог Тревор Андерсен, более известный зрителю, как актер Брендан Фрейзер, заведует лабораторией своего пропавшего без вести 10 лет назад брата. Живет он спокойной, в меру безалаберной для ученого жизнью, и, в общем-то, не тужит, но вот наступает явно «не тот день». Руководство университета решает закрыть лабораторию, а в довершение ко всему, жена его погибшего брата подкидывает бедняге на целых 10 дней племянника — великовозрастного балбеса, живущего в мире компьютерных игр.

Вместе с ребетёнком, в руки профессора попадают и личные вещи его брата, среди которых значится, упомянутая во всех релизах, а главное в названии, книга Жюля Верна. Произнеся, прилагающуюся в обязательном порядке к таким ситуациям, порцию панегириков покойному, Тревор обнаруживает на полях книги какую-то цифирь. После короткой реминисценции «Кода Да Винчи», парочка дядя унд племянник оказываются в Исландии, где прихватив с собой красивую молодую альпинистку, очень скоро попадают в обещанный зрителю центр Земли. Покатавшись перед этим на вагонетках в шахте и пролетев несколько километров в абсолютно свободном падении.

Надо сказать сразу: «Путешествие» это не экранизация книги утописта и футуриста Жюля Верна. Что бы не говорил релиз фильма и о чем бы не писали в превью ушлые журналисты, но к известной книге он не имеет ни малейшего отношения. Если, правда, не принимать во внимание присутствия книги в кадре и того факта, что герои фильма ее постоянно читают и цитируют. От книги тут остались, разве что, грибы недетских размеров. Сам по себе сюжет, если называть его таковым, вещь абсолютно самостоятельная. Правда, несколько абсурдная. Впрочем, в каруселях тоже не сильно много разумного: в чем, спрашивается смысл перемещения по кругу, на одном месте? А вот, поди ж ты, народу нравится.

Еще народу нравятся всякого рода новинки. Хотя фильмы в объемном, или как нынче модно говорить, 3-D формате, вещь не сильно новая. В нашей стране они появились где-то в годах 70-х. В Москве на ВДНХ, в Питере в знаменитом кинотеатре «Аврора», ну и по стране в десятке залов демонстрировались подобные картины. И уже тогда стало ясно: любое новое зрелище обречено на кризис смысла. Хотя, опять же, много смыла было в «Прибытии поезда»? Тогда казалось, что это проблема временная. А оказалось, что нет. Новый технический жанр в кино продолжает оставаться в том же состоянии. До «Поливальщика», не говоря уже о Эйзенштейне, еще очень далеко.

Как я уже упомянул, фильм поставлен по принципу аттракциона. Для чего на роль режиссера и был приглашен дебютант в этой роли, в миру специалист по спецэффектом, Эрин Бревиг. И из-за чего от постановки отказался предполагавшийся изначально опытный режиссер Пол Чарт. Он-то собирался экранизировать Жюля Верна, а не «чертово колесо».

Физика в фильме находится на грани: «не делайте этого дома». От аттракциона, в принципе, и не требуется большего, но есть нюанс: если это не приносит дополнительной зрелищности, то для чего оболванивать детей, для коих и предназначен фильм? Чтобы окончательно отбить у них охоту учится?

А вот со зрелищностью и есть некая проблема. Дело в том, что Бревиг обошелся со спецэффектами, которых от него и ждали, весьма скупо: с миру по нитке. Катание в шахте из известного диснеевского аттракциона «Шахта дьявола», но, увы, не так динамично. Бегство от тираннозавра, почему-то живущего в пустыне, из «Парка Юрского периода». Сеанс конг-фу с плотоядным цветком. Уж и не знаю откуда. Из фильмов Брюса Ли?

Главное что это видено нами и не один раз. И не сказать, что качеством хуже. Чем может удивить ярмарочное зрелище? Фантазией и размахом. В фильме ни того и ни другого. Разве что краски поярче. Ну, и формат 3-D.

«Температура может скоро подняться. Ни один человек не может выжить при 130 по Фаренгейту» — глубокомысленно заявляет профессор Андерсен, объясняя необходимость срочного бегства из-под земли. А вот динозавры, птички, рыбы и прочая живность живут себе и никуда эмигрировать не собираются. Да и сам профессор собирается проделать путь обратно наверх в струе гейзера. Это как? В термоизоляционном костюме?

«Только бы в воду» — замечает все тот же профессор во время свободного падения, длительностью 100 секунд. А зачем? Что он собирается встретить там, пролетев в свободном падении (желающие могут легко посчитать) почти 5 километров? Сверхмягкую воду?

Правда, актеры стараются отыграть всю эту научную вакханалию, как можно естественнее. И у них это легко получается — видимо школьное образование не мешает. Брендон Фрейзер — это, вообще, вставной номер — он обаятелен и энергичен. Есть определенная отвага в том, что бы умудряться играть даже тогда, когда играть нечего. А уж сделать это дважды за сезон — прямо героизм. Тем не менее для актера это вторая проходная роль подряд. Есть повод, подобно писателю Жюль Верну, задуматься о будущем.

В остальном: короткие реплики, незамысловатые чувства, не обремененные смыслом монологи. Вообще, надо сказать, что псевдонаучные тексты современные сценаристы сочиняют на манер пародистов, имитирующих иностранную речь. «Шварцдрахнурд унд остенбирквист гейзекнау» — говорит фальшивый немец на эстраде. «Гейзерообразный термальный газовый поток» — говорит фальшивый профессор на экране.

Но в остальном, это пусть и не слишком динамичная, и не сильно впечатляющая, но все же яркая картина. Герои периодически куда-то проваливаются, падают, несутся. Монстрообразные твари откуда-то выскакивают, выпрыгивают, выбегают. И все прямо в рожу зрителю, с полным эффектом присутствия.

О чем тут еще говорить? О кино? Так его у Бревига нет. Есть аттракцион. Так, что на аттракцион и идите. Только обязательно в хороший IMAХ кинотеатр — без стильных картонных очков все это превращается в созерцание каруселей со стороны. Разве за этим мы идем в парк аттракционов?

А любить надо, все же, кино.

Рецензия на фильм Путешествие к центру Земли 3D

Отметить: Карусели в центре Земли (Рецензия на фильм «Путешествие к центру Земли 3D»)

Материалы по теме:

Что нужно, что бы спасти мир (Рецензия на фильм «Остин Пауэрс. Голдмембер») «Красота спасет мир. Но не сегодня».Последние слова Людовика XVIII А действительно, что нужно? Поменьше серьезности.
Приключения американцев в Париже (Рецензия на фильм «Похищенная») «Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы».Выдержка из путеводителя«Похищенная» Фильм Пьера Морель
Нужен человек (Рецензия на фильм «Антон тут рядом») Аутизм — это нарушение развития, влияющее на коммуникацию и отношения с людьми. Правда, в нашей стране такого диагноза нет… А вот людей, испытывающих трудности с социальным взаимодействием, достаточно. Антон Харитонов — главный герой фильма режиссёра-дебютанта Любови Аркус.
Комментировать: Карусели в центре Земли (Рецензия на фильм «Путешествие к центру Земли 3D»)