Кино под наркозом (Рецензия на фильм «Наркоз»)

Кино под наркозом (Рецензия на фильм «Наркоз»)

Кино под наркозом (Рецензия на фильм «Наркоз»)
Наркоз

«Наркоз»
Фильм Джоби Харольда.
Awake, США, 2007

«Упал, потерял сознание, очнулся — гипс».
Фильм «Бриллиантовая рука»

У вас когда-нибудь такое было: вот вы все понимаете, а сказать не можете? И даже руки не двигаются. Остается только открывать рот в немом изумлении. Например, пришли за вами с постановлением суда, и вы вроде ждали, и вроде в бумаге все правильно, и выполнять надо… Но ведь не хочется? И что тут скажешь?

Это синдром, названный в народе «собачьей болезнью», не такое уж редкое явление, потому что современная жизнь, она штука такая — все меньше того, что хочется, и все больше того, что надо. А все что хочется, еще и вредное. И проходит жизнь как во сне. Или как под наркозом: за тебя все решают, и за тебя уже все спланировали. А тебе остается одно: лежать и ждать результат. Если он будет.

«Упал, потерял сознание, очнулся — гипс», — это почти краткое содержание фильма режиссера-дебютанта Джоби Харольда «Наркоз». Вообще-то, фильма называется Awake — пробуждение, что довольно точно отражает, если не всю фабулу, так ее финал. Но наши переводчики как всегда оказались на высоте, и выудив из фильма самое малозначимое с точки зрения сюжета, но зато самое яркое и впечатляющее из происходящего на экране, ничтоже сумняшеся, прилепили это определение на афишу. Да, и остались довольны. В результате этого обстоятельства, а так же благодаря буквально «блестящей» по своей вразумительности аннотации из официального релиза, зритель попадает в зал полный уверенности, что увидит нечто психоделическое, вроде «Лестницы Джейкоба» или хотя бы «Блуберри». А видит банальный детектив. Правда, с невероятно затянутым прологом.

Главный герой картины, некто Клейтон Бересфорд, ни много, ни мало, «младший», является наследником, как нетрудно догадаться, весьма богатой и аристократичной семьи. Мы застаем его наслаждающимся: а) головокружительной деловой карьерой и перспективой, б) молодой и обаятельной любовницей. В исполнении Джессики Альбы, кстати. Ну, кто отказался бы?

И все у него замечательно, и впереди только фанфары и яхты с дорогими вечеринками. Одна беда: любовница, она же секретарь мамы Клейтона, явно не тот вариант, который мать планировала для своего сына. Этот невероятно мучительное обстоятельство (а мучаются в фильме все, даже швейцары в гостиницах и водители лимузинов), не дает покоя молодому Бересфорду. Но на помощь ему приходит верный друг кардиохирург с афроамериканской внешностью Джек Харпер (который тоже традиционно чем-то мучается, с его «мучений» и начинается фильм), который и предлагает влюбленным тайно венчаться с его помощью. Параллельно он убеждает Клейтона лечь на операцию по пересадке сердца. Как вы понимаете, совпадения этих двух действий по времени совсем не случайно…

Вообще, умышленное убийство с помощью «неудачной трансплантации сердца» (граждане, спокойно, никакой тайны, которое может испортить просмотр фильма, я вам не открываю) — это еще то изобретение. С ним может конкурировать разве что, только «случайно упавший на голову рояль». Представить себе, что один случайно подвернувшийся врач может убедить своего друга, имеющего достаточно денег для получения консультации в любой, самой лучшей кардиологической клинике страны, на трансплантацию сердца?! Без консилиума врачей?! Это что, исправление формы ушей? Между тем, главная детективная интрига сюжета заключается именно в этом. На ней базируется весь фильм, и будь моя воля, я вообще назвал бы его «Несчастный случай на операционном столе». Производственная драма.

Но нелепость сценария, это еще полдела. Пожалуй, главное в фильме, это нечеловеческой силы психологизм, который, буквально, сочится от избытка по краям экрана. Герои фильма страдают и переживают, переживают и мучаются, мучаются и боятся, страхами несть числа, а неуверенность становится фирменным признаком главных героев фильма. Если появился в кадре и неуверен в себе — значит, мы его еще увидим.

И кроме того, они все постоянно думают, думают, думают… О чем, спросите вы? Тема проста и извечна: «Быть или быть». Сюжет буквально наводнен Гамлетами в самых разнообразных упаковках. В вечерних платьях, военных мундирах, докторских халатах. Перед нами просто какой-то парад Гамлетов, эдакий праздник поисков философского содержания бытия. По атмосфере фильм легко может соперничать с «Фаустом» и «Жизнью Клима Самгина». А главное в таком деле, как показывает классика литературы, это, конечно же, сопереживание читателя/зрителя.

Но беда в том, что его героям совершенно не хочется сопереживать. Одни из них так мажористы, и в их жизни все так замечательно, что счастье скрипит уже на зубах. Другие столь омерзительно хитры и подлы, что их нужно казнить, не дожидаясь финала. Третьи столь аморфны, что про них вообще думать не хочется. А ведь судя по тому, как рвут они все тельняшку в кадре, именно сопереживание замышлялось режиссером в первую очередь.

И что остается в финале операции на сердце? Остается тот простой факт, что сердце у сюжета, создатели фильма успешно удалили, но ничего стоящего взамен туда не вставили. Вот только когда у главного героя грудную клетку крупным планом вскрывают, что-то у зрителя екает. А потом успокаивается.

Даже под наркозом, любите кино.

Отметить: Кино под наркозом (Рецензия на фильм «Наркоз»)

Материалы по теме:

Принцип неопределенности (Рецензия на фильм «Терминал») «Вы сюда приезжаете, а я здесь живу!»«Разворот», Оливер Стоун, фраза из фильма
Американский неудачник (Рецензия на фильм «Приколисты») «Приколисты» Фильм Джадда Апатова США, 2009«Евгений Ваганыч, не узнаю вас в гриме».Народная поговорка«Кому проканает Брэд Пит в роли юмориста?»Фраза из фильма
Лебедь и щука. Победитель — рак (Рецензия на фильм «Статский советник») «Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам».Бог, рассматривая землю в шестой день
Комментировать: Кино под наркозом (Рецензия на фильм «Наркоз»)