Клоун 007 (Рецензия на фильм «Напряги извилины»)

Клоун 007 (Рецензия на фильм «Напряги извилины»)

Клоун 007 (Рецензия на фильм «Напряги извилины»)
Напряги извилины

«Напряги извилины»
Фильм Питера Сигала
Get Smart, США, 2008

«Мы не прикалываем степлером бумагу на лоб сотрудникам. Этим занимаются в ЦРУ».
Фраза из фильма

Пока пленку, как средство кинопроизводства еще не списали в утиль в пользу цифровых технологий, процесс съемки остается прежней: сначала кино снимают на негатив, а уже потом печатают с него пригодный для проекционного аппарата позитив. А что такое негатив? Это когда темное становится светлым, рыжее, к примеру, зеленым, а зеленое — красным. То есть все перекручивается наоборот.

Это свойство — все переворачивать с ног на голову — вообще характерно для кино. Полицейские в кино непременно продажны, профессора университетов — тупоголовые клоуны, а убийцы, воры и шпионы становятся благородными до отвращения. Но дальше всех в славном деле превращения черного в белое продвинулся режиссер Питер Сигал. Пародийный комический сериал, придуманным самим королем шуток Голливуда Мэлом Бруксом «Напряги извилины» он превратил в полнометражный пафосный боевик. Иначе говоря — пародию на Джеймса Бонда он умудрился снять, как самого Бонда.

Макс, в исполнении Стива Кэрелла, аналитик сверхсекретной американской разведывательной службы «Контроль». Пыльный офис, раздражающие своей унылостью отчеты и графики, скрепки, фломастеры, точилки для карандашей… Это похоже на шампанское, пышногрудые красавиц, роскошные яхты, пистолеты с глушителями, погони и драки? Нет. И поэтому Макс мечтает переквалифицироваться в полевого агента. Такого же, как Агент 23 в исполнении Дуэйна Джонсона. Раз за разом он сдает экзамены, но, увы — все тщетно. Да и начальство Макс в прежней роли устраивает больше.

Но вот, таинственная и могущественная террористическая организация «Хаос» одного за другим выводит из строя агентов контроля. И у начальства не остается другого выходя как выпустить «в поле» аналитика Макса, придав ему на всякий случай суперсексуального и очень фигуристого напарника — агента 99, блондинку, спортсменку и просто красивую девушку.

Сюжет фильма базируется на оригинальном сериале и до боли напоминает фабулу ленты «Агента Джонни-инглиш» с Роуэном Аткинсоном. Таким образом, Питер Сигал и Стив Кэрелл, как исполнитель главной роли, бросают вызов далеко не последним людям в мире комедийного кинематографа. Бросают и… начисто проигрывают.

Александр Николаевич, тот самый который Островский, всю свою жизнь писал комедии. А режиссеры ставили по ним трагедии. Измученный этим непостижимым фактом, он сказал как-то одну очень умную вещь: «В настоящей сатирической комедии, — произнес он, — нет положительных персонажей». Но делу это не помогло, режиссеры по прежнему умудряются находить в его произведениях всяческих Катерин и Тихонов и строгать трагедии одну за другой.

То же самое произошло и в фильме Питера Сигала. Он просто нашпигован положительными героями без страха и упрека, рыцарями плаща и кинжала сражающимися за идеалы свободного мира, и даже главный герой, задуманный некогда Бруксом как недотепа и «ботаник», в самом деле, стреляет, дерется и выполняет сложнейшие задания, как заправский супермен. Это, по-вашему, смешно? Это грустно.

В результате, самым комичным персонажем в ленте стал вовсе не главный персонаж, а как раз его антипод, герой второго плана Агент 23 в мастерском исполнении Дуэйна Джонсона. Смешным оказался не повелитель офисных скрепок, оказавшийся в шкуре суперагента, а тот самый суперагент вынужденный перебирать бумаги в офисе. Вот где смех-то.

Все дело в том, что изначально сериал «Напряги извилины», снятый во время холодной войны, не рассказывал о противостоянии КГБ и ЦРУ. Он рассказывал о том, как штампуются бесконе6чные шпионские сериалы, высмеивал шаблоны из них. Фильм же Сигала, на полном серьезе рассказывает о противостоянии ЦРУ и Аль-Каиды, пусть и называя их другими именами. Больше всего это напоминает комические куплеты, написанные в адрес высокого начальства — каждая робкая шутка уравновешивается в них такой порцией чинопочитания, что присутствующие невольно вытягиваются в стойку. А в финале фильма «Напряги извилины» зритель незаметно начинает бормотать американский гимн.

Однако не все в фильме так мрачно. Сам по себе боевик сделан хоть и несколько прохладно и без фантазии, все же достаточно добротен. Перестрелки, погони, взрывы и прочие мегаэффекты жанрового разлива исполнены старательно и чисто. Едва ли не лучше чем в оригинальном Джеймсе Бонде. Пародией от них и не пахнет, это самое что ни на есть подражание, по ученически прилежное, с плохо скрываемым пиететом, который и убивает даже намек на пародию. Но смотреть это все в принципе можно, в сон не клонит.

Несмотря на явное увлечение режиссера шпионским пафосом, есть в фильме и откровенно смешные, пусть и несколько вторичные, эпизоды. Например, блестящее вальсирование главного героя с девушкой пары центнеров весом. Причем поставлен этот танец весьма профессионально, и актрисе, которая при таком весе умудряется так искусно танцевать, надо определенно поставить памятник. На ее фоне наши «Танцы со звездами» просто курятник, охваченный эпидемией церебрального паралича.

Неплох косоязычный Буш-младший, путающий технические термины и рассказывающий детям сказки прямо в момент террористической атаки. И абсолютно неподражаем Билл Мюррей появляющийся в совершенно монтипайтоновской эпизодической роли «грустного агента в дупле».

Но в целом фильм Сигала вышел похожим на отсыревшую фанеру: действие постоянно расслаиваются на комедию и боевик, существующие в ленте в качестве параллельных измерений. Чем-то это напоминает недавнего «Хэнкока», с той лишь разницей, что в нем эти части разнесены хронологически, между началом и финалом фильма. А «Напряги извилины» чудно бардачный, плохо перемешанный коктейль из патетики и кривляния самого ярмарочного свойства.

Любите кино. Оно бывает разным.

Отметить: Клоун 007 (Рецензия на фильм «Напряги извилины»)

Материалы по теме:

Параллельные мозги (Рецензия на фильм «Затерянный мир») «Затерянный мир» Фильм Брэда Силберлинга Land of the Lost, США, 2009«А у динозавров были сиськи?»Вопрос из фильма
Не в первый раз… (Рецензия на фильм «У Мини это в первый раз») Оговоримся сразу, Мини — это имя. Причем не кошки или попугая, а самой что ни на есть взрослой девушки. Ну, или почти взрослой. Ну, или почти девушки. А если между нами, то настоящей стервы. Итак, Мини, героиня фильма Ника Гуте «У Мини это в первый раз».
«Аве мне» (Рецензия на фильм «Астерикс на Олимпийских играх») «Астерикс на Олимпийских играх» Фильм Фредерика Форестье и Томаса Лангманна. Asterix aux jeux olympiques, Франция, 2008«По запаху это соль для ванны, по виду это соль для ванны, по вкусу это соль для ванны... Но это не соль для ванны».
Комментировать: Клоун 007 (Рецензия на фильм «Напряги извилины»)