Кому нужны герои? (Рецензия на фильм «Троя»)

Кому нужны герои? (Рецензия на фильм «Троя»)

Кому нужны герои? (Рецензия на фильм «Троя»)
Троя

«Мы солдаты, сражаемся за царей, которых даже не видим».
Фраза из фильма

Герои нужны всегда.
И герои нужны всем.
Что может быть лучше для достижение цели (какой бы она не была), чем хороший, качественный, безотказный герой? Герой, который готов пожертвовать собой, готов идти хоть на край света, по первому же призыву, не спрашивая причин, удовлетворившись путанными, сомнительными объяснениями, герой, который все придумает сам: и честь, и славу, и правду, за которые он будет бороться, и которые он принесет своим хозяевам на блюдечке с самой что ни на есть эстетической каймой.
Ну, чем не собака, прости господи? Только иногда разговаривает…

А когда разговаривает, его внезапно становится жалко. Вдруг становится ясно, что он все-таки не собака, что он человек, такой же, как все, такой же ранимый и несовершенный, человек, который может желать, умеет любить, которому приходится страдать и случается терять то, что он любит…

Поэтому цари, президенты, генералы и другие разные политики не любят когда герои разговаривают. Они предпочитают, что бы за героев говорили поэты. Такие, как Гомер, например. И тогда они, политики, становятся вдруг лучшими друзьями всех героев, вдохновителями и созидателями их великих побед. Ну, знает, это… За веру, царя… За Сталина… За демократию… За Агамемнона…

О последнем поподробней. Потому что это тема фильма Вольфганга Петерсона «Троя».

Был или не был на самом деле такой древнегреческий поэт как Гомер науке пока неясно. Как с жизнью на Марсе. То есть следы есть, но остальное туманно. Так же неясно и с Троянской войной, которую он (Гомер) описал в своей поэме «Иллиада». То есть Трою-то нашли. Археолог-любитель Шлиманн раскопал на берегах Геллеспонта, ныне Дарпданел, город с неслабыми размерами и остатками недетских укреплений. По Гомеру сходилось: и место, и размеры. Решили — Троя! Вот только следов осады не нашли. Пару раз город сгорал дотла, но так ведь спички детям не игрушка, это пока не доказательство. Один раз разрушался, но без следов военных действий…

Темное дело.

Скорее всего классический греческий эпос о Троянской войне это отражение давнего многовекового конфликта между троянцами и ахейцами, которые начиная с 14-15 вв до н.э. упорно стремились в Малую Азию, воротами к которой и была Троя. Около 12 века цели ахейцы достигли. Можно догадаться: проиграв ряд войн, троянцы подчинились Ахейскому союзу, и, очевидно, по договору вынуждены были срыть стены крепости, которая, судя по раскопкам, являлась самой крупной по тем временам. По оценкам тех, кто в него верит, Гомер жил в 11-12 вв до н.э. и, очевидно, был ангажирован ахейскими царями, что бы зафиксировать триумф греков и написать победный отчет. Своеобразное «Взятие Берлина» Александрова. Как и следовало ожидать кровь и грязь были заменены величием и пафосом, жадность — славой, властолюбие — благородством. Агамемнон превратился в великого стратега, Одиссей в гениального тактика, а Ахилл вообще стал Майклом Тайсоном, воюющим из чистого спортивного интереса.

Вы спросите: а причем здесь фильм Петерсона? А дело в следующем: Гомер был не простым старцем. Во-первых, честным, поэтому и отказался превратить троянцев в очевидных уродов и вурдалаков. А во-вторых, нашпиговав действие по обычаям театра того времени обильными спецоперациями богов и придумав нелепую завязку с яблоками и Еленами, оставил потомкам маячок о том, что было на самом деле. Вот этот-то маячок и попытался прочитать Петерсон. И прочитал. По-моему, блестяще. Если кто-то скажет, что Петерсон переврал Гомера, я отвечу: да, переврал.

Но как!

Из истории противостояния двух великих народов, Петерсон сделал историю человеческой трагедии Ахилла, профессионального солдата и штатного греческого героя, который убивал вместо того, что бы любить, а полюбив и проявив слабость, сам пал жертвой войны. Вот это: любовь и привязанность, и оказалось самым слабым местом великого воина. Это мне понятнее какой-то там пятки, за которую его якобы полоскали.

— Ну, ты же неуязвим?! — говорит Ахиллу его брат Патрокл.
— Зачем же я ношу доспехи и щит?

Петерсон из эпического повествования, сохранив эпический же размах, соткал реальную и впечатляющую историю, подчеркнув еще раз актуальность того, о чем писал Гомер.

Один мой друг, которому фильм категорически не понравился именно из-за «расхождения» с Гомером, воздевая длани к этим самым богам, возопил: «А боги где!!!». Тогда я не нашелся, что сказать. Теперь говорю: «А богов нет!» Нет. Есть бессмысленная и губительная вражда, есть герои, вынужденные служить царям которых презирают, есть человеческая трагедия и безрассудство правителей, заканчивающиеся катастрофой.

А что? Что-то изменилось за прошедшие 32 века?
Я что-то пропустил…

Отметить: Кому нужны герои? (Рецензия на фильм «Троя»)

Материалы по теме:

Свобода бывает кусачей… (Рецензия на фильм «Сезон охоты-2») «Сезон охоты-2» Фильм Мэттью О'Кэллагана и Тодда Уайлдермана США, 2008«2 килограмма утятины поднимут в небо полтонны идиотины».Фраза из фильма
Американская мечта (Рецензия на фильм «Авиатор») «Счастье не в деньгах, а в их количестве».Мудрость бедных
Ларка — золотые ручки (Рецензия на фильм «Лара Крофт») «У любого научного интереса есть только одна цель — золото!»Кортес Как вы уже понимаете, речь пойдет о Ларе Крофт.
Комментировать: Кому нужны герои? (Рецензия на фильм «Троя»)