Конец сумрака (Рецензия на фильм «Дневной дозор»)

Конец сумрака (Рецензия на фильм «Дневной дозор»)

Конец сумрака (Рецензия на фильм «Дневной дозор»)
Дневной дозор

— Почему вы пишете именно фантастику?
— Потому что с детства ее читаю.
Из беседы автора с Сергеем Лукьяненко на фестивале «Звездный мост»

Вот кто на что учился. Точнее «затачивался». То, что Лукьяненко, воспитывался не на классике литературы видно невооруженным глазом. Точнее читается. А вот на чем же он тогда воспитывался — это большой вопрос.

Судя по обильному цитированию Стругацких, вроде бы и на фантастике, но отнюдь не на плохой. А сам Лукьяненко утверждает, что на Саймаке, Азимове, Шекли…

Только вот, почему я ему не верю?

Впрочем, все это не имеет никакого отношения к нашему сегодняшнему предмету. Собственно, именно в этом, в поистине чудном «неотношении» и заключается самое замечательное. Непонятно? Поясняю: речь идет, конечно же, о еще одной экранизации, э-э-э… как бы это помягше? Скажем так прозы Сергея Лукьяненко. О новом фильме Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». Продолжении «ночного».

Начнем с того, что с литературной первоосновой фильм не имеет почти ничего общего. То есть, вроде бы все тоже самое: магия, иные, сумрак, уставно-договорные отношения между «темными» и «светлыми» — но сюжет отличается. Но если в первом фильме эта разница имела условно-декоративный характер — существенные изменения в сюжете объяснялись необходимостью экранной адаптации — то в «Дневном дозоре» Бекмамбетов не просто перевернул все с ног на голову, но и внес в картину собственные идеи. И сделал это не зря. Я, конечно, ценю и уважаю Сергея Лукьяненко, и понимаю какую роль он играет в отечественном фэнтези, но… Сам этот жанр люблю не слишком. Ну, трудно мне всерьез озаботится проблемами лицензирования вампирских охот — знаю я вампиров почище, и живут они отнюдь не на страницах книг. Наверное, поэтому какой-то особой философии я в книгах флагмана российской фантастики (пора уже пароход называть), не наблюдаю. А вот в фильме совсем наоборот.

Впрочем, сам Лукьяненко вот так, например, объясняет разницу между экранизацией своего произведения и, скажем, «Властелином колец»: «Ночной дозор» все-таки реалистичнее. Его проще принять».

Вот так-то: в вампиров с летающими машинами «Горсвет» поверить проще. А че, я сам пару таких машин видел…

Но мы опять отвлеклись. Когда я смотрел «Ночной дозор», то вся эта магическая шелуха с сумраком и очками не слишком произвела на меня впечатление. Чего не скажешь о крохотном эпизоде с участием Валерия Золотухина, появившегося в фильме в роли вампира, соседа по лестничной площадке Антона Городецкого — главного героя. Если честно, я бы на месте режиссера остального всего и не снимал. Ограничился бы историей Городецкого и его соседей. Тут все: и страх, и ненависть, и любовь. А спецэффекты дело наживное, для этого вон «Матрица» есть. И вот что интересно: желание это мое оказалось практически пророческим. В новом фильме спецэффектов стало меньше, правда стали они намного качественней и, простите за каламбур, эффектнее, зато заметно добавилось лирики и юмора, а герой Золотухина и его экранный сын — вампир Костя — играют в сюжете чуть ли не центральную роль.

Одним словом фильм стал цельнее, логичнее, умнее и как следствие интереснее. И «продактплейсмента» (если кто не знает, встроенной рекламы товаров) в нем изрядно поубавилось, и она больше не светит в лицо зрителю громадными люминесцентными буквами «МТС». А «Нескафе» я там вообще не увидел.

И опять же о соответствии экранизации и книги. Вот посмотрел я «Дневной дозор» и подумал: это какая же такая несправедливость в мире, что хорошее произведение поставили через пень колоду, а из посредственного сделали отличный фильм? Или наоборот, это закон компенсации? Но все равно за Булгакова обидно. Потому что смотрел я «Дневной дозор», а видел ну просто настоящих «Мастера и Маргариту». Вот он Воланд, вот сатанинский бал, вот сцена перед распятием — ну просто 100 процентное попадание. И настроение, и образы, и идеи… И бюджеты сравнимые.

Конечно, смотреть или нет дело ваше. Ежели вы, к примеру Лукьяненко любите, то я бы, наверное, не советовал. Еще подумаете, что изуродовали книгу…

Хотя вам в таком случае лучше кино вообще не смотреть.

Отметить: Конец сумрака (Рецензия на фильм «Дневной дозор»)

Материалы по теме:

Москва и слезы (Рецензия на фильм «Нулевой километр») «Бесконечно далеки они были от народа!»Старик Крупский
Счастье по тарифу (Рецензия на фильм «Тариф новогодний») «Тариф новогодний» Фильм Евгения Бедарева Россия, 2008
Огнестрельное вдохновение (Рецензия на фильм «Домовой») «Домовой» Фильм Карена Аганесяна Россия, 2008
Комментировать: Конец сумрака (Рецензия на фильм «Дневной дозор»)