Королева Елизавета — кровь на золоте (Рецензия на фильм «Елизавета. Золотой век»)

Королева Елизавета — кровь на золоте (Рецензия на фильм «Елизавета. Золотой век»)

Королева Елизавета — кровь на золоте (Рецензия на фильм «Елизавета. Золотой век»)
Елизавета. Золотой век

«Я ничья королева. Я королева сама себе. Я вышла замуж за Англию, и в этом доме, есть только один хозяин!»
Елизавета I

Англия находится на грани новой гражданской войны. Мятежники рвут страну на части, сторонники папы, мечтают покончить с еретиками- протестантами, французы претендуют на корону, прочно обосновавшись в Шотландии, а Испания собирает корабли, чтобы покончить с «гнездом разврата и флибустьерства». В гаванях и на верфях Испании готовится флот, названный, и вовсе не зря, «Великой армадой». Вряд ли можно позавидовать монарху, правившему страной в таком положении. И все-таки эту эпоху позже назовут «Золотым веком».

Золотым веком Елизаветы Тюдор. Протестантки в стране католиков, рожденной для любви, но получившей вместо этого корону и бесконечное количество врагов. Слабая женщина в мире агрессивных и безжалостных мужчин, она решила не связывать жизнь ни с одним из них. За что и получила титул королевы-девственницы. Будучи при этом дочерью короля Генриха VIII, женившегося 6 раз и безжалостно казнившего двух из своих жен. Ну, разве не образцовый персонаж для трагедии шекспировского масштаба? И шекспировского, кстати, времени. Стоит ли после этого гадать, почему именно последнюю королеву из династии Тюдор, выбрал британский режиссер Шехар Капур для своей дилогии «Елизавета»?

Первая часть фильма вышла в далеком 1998 году и тут же получила 7 номинаций на «Оскар». В немалой степени благодаря исполнительнице главной роли актрисе Кейт Бланшет. Ей действительно удалось уйти от штампа исторического кино, и передать масштаб личности Елизаветы I, не опираясь на величину ее деяний, а наоборот, представив королеву слабой женщиной, не рассказывая о превосходстве, а показывая слабые стороны характера королевы. Но, к сожалению, слабые стороны были и у режиссера фильма.

Дело в том, что британец индийского происхождения, Шехар Капур, является отчаянным патриотом. При чем, как это часто случается с людьми не «коренных» национальностей, он патриот значительно большего масштаба, чем урожденный англосакс. Его «Четыре пера» не назовешь ни чем иным, как гимном красному британскому мундиру, своеобразным панегириком колониальных войн Британии. По такому же случаю Редьярд Киплинг как-то написал:

Если крови потоки власти цена,
Мы ее заплатили сполна.

Вот именно об этом, о крови пролитой ради величия Британии, рассказывал режиссер Капур во всех без исключения своих фильмах — о храбрости, чести и оправданности жертв.

Выбрав столь грандиозную, можно сказать ключевую фигуру в истории Англии, он не избежал подобного же тона и в своем фильме «Елизавета». Как заметила в свое время русская писательница-сатирик Теффи: «Основное назначение исторических личностей — произносить исторические речи». Герои Капура почти полностью отвечали этому определению: они без конца произносили тексты, словно выписанные из учебников истории, почти каждое свое деяние, тщательно комментировали и завершали итоговой ремаркой: «Страна запомнит наши имена».

Британия запомнила, но зритель обратил внимание лишь на размах постановки, обилие роскошных костюмов и блестящую игру Кейт Бланшет, Ричарда Атенборо и Джефри Раша. Возможно, сам режиссер почувствовал некую фальшь, и ему потребовалась время на осмысление, а может он просто хотел, чтобы постарели его актеры, но создание второй части дилогии было отложено на долгих 8 лет. Еще бы: содержание первой и второй частей — коронации Елизаветы в 1559 и разгром Великой Армады в 1588 — разделяют ни много, ни мало 29 лет. За это время, королева пережила множество заговоров и покушений, а Британия обрела статус «владычицы морей». Это долгий путь, это большая часть жизни Елизаветы на троне и совсем не случайно, режиссер избрал именно эти две, ключевые точки. Итак, настало время завершить начатое.

Скажем сразу, прошедшие 8 лет пошли Шехару Капур на пользу: режиссер стал мудрее, в его манере исчезли назидательные, пафосные нотки, и финал истории о величайшей из британских королев вышел вполне достойным своего персонажа.

Елизавета I занимает особое место в британской истории. Собственно именно с ее имени начинается невиданный взлет в жизни глубоко провинциальной, еле оправившейся от баронских войн, нищей островной державы. Елизавета благоволила пиратам и мятежникам на континенте, она воевала чужими руками, и первая из британских правителей, стала осуществлять политику «баланса сил». Это означает: всегда считать сильнейшие державы на континенте личной угрозой, и стимулировать более слабые государства на борьбу с ними. Как позже сформулирует этот принцип сэр Уинстон Черчилль: «Мы всегда будем на стороне слабейшего. Пока он не начнет одерживать верх». Сначала Елизавета поддерживала Испанию в ее противоборстве с Францией, потом, помогала Франции в борьбе с Испанией, и, в конце концов, оказалась союзницей Австрии в противоборстве с Францией. Прикарманив испанское золото руками каперов и флибустьеров, главные свои победы Елизавета одержала вовсе не на полях сражений. Сражаться она предоставляла другим: государственным мужам Вильгельму Оранскому и Генриху Наварскому на континенте и частным лицам Уолтеру Рейли и Френсису Дрейку на море. Зато сама королева поддержала Ост-Индийскую и Московскую (да, да, была и такая) торговые компании и обеспечила позиции британского фунта в мировых финансах. Англию сделали владычицей морей не пушки на батарейных палубах ее кораблей, а грузы в их трюмах. Будучи женщиной, не отягощенной мужской воинственностью, она поняла, что легче всего выигрывать войны золотом и пряностями, а не порохом и сталью. Которые, кстати, тоже отличный товар.

Похоже Шехар Капру открыл новый поджанр в историческом кино. Режиссер понял: достигнуть стопроцентной исторической достоверности просто невозможно — как бы подробно, и взвешенно он не подходил к изложению исторических событий, все равно найдутся люди, который будут оспаривать их достоверность, а большинство событий это предмет спора даже для профессиональных историков. Именно потому режиссер решил посвятить свою дилогию не событиям, но людям. Точнее одному человеку — самой Елизавете. Его совершенно не интересует, что и как делала королева, с точки зрения документальной истории. Это не значит, что он выдумывает, фантазирует или перевирает события, как это часто любят делать киношники. Просто из поля его зрения выпадает громадное количество знаковых событий из жизни Елизаветы и из жизни Британии 16 века: борьба с Шотландией, казнь сестры королевы — Марии Стюарт, соперничество с Испанией во французских Ниндерландах, поддержка Генриха Наварского — будущего короля Франция, борьба за Новый Свет… Взамен, этого, королева в фильме Шехара Капура бесконечно пикирует с подданными, флиртует, ревнует, поучает собственных фрейлин… Кстати о флирте: весьма спорное предположение историков о романе между королевой и знаменитым пиратом Уолтером Рейли, основавшим североамериканскую колонию Виргиния (Страна девственниц), названную так, несомненно, в честь королевы-девственницы — быть может, самая смелая историческая трактовка Капура. Никаких других исторических откровений, или предположений мы не увидим. Как не увидим в фильме и особой истории.

Лента Капура не знакомит нас с событиями в истории Англии 16 века. Она не является популярным в последнее время историческим комиксом или пособием к учебнику истории. Это скорее красочная иллюстрация. Режиссеру было много важнее найти правильный оттенок в золотом сверкании эпохи завоеваний британской короны. На первый взгляд, сюжетная канва может показаться случайным и малозначащим набором сцен, ничего общего не имеющим с реальной историей, но стоит присмотреться, и понимаешь — перед нами скорее психологический потрет Елизаветы и ее приближенных, нежели рассказ о ее жизни. Когда Елизавета преподает Уолтеру Рейли и своей фрейлине Елизавете Трокмортон уроки танца, не стоит искать в этом ключ к будущему разгрому «Великой армады». Это всего лишь прощание стареющей королевы со своей молодостью. Маленький штришок к характеру великой женщины. Не более того. Но и не менее.

Шехар Капур сосредоточился на психологических портретах своих героев. Каждая сцена фильма, это маленькая эмоциональная зарисовка. Шехар не стремиться показать, что же именно происходило между Англией и Испанией, ему гораздо важнее показать, что происходило между Елизаветой I и Филиппом II, ее неудачливым женихом и политическим соперником. Не столько то, что они делали, сколько то, что они чувствовали.

Корона тяжела. Бремя власти словно расщепляет личность на множество слоев: вот королева судит собственную сестру, или в сияющих доспехах возглавляет армию, или в парламенте пытается примирить католиков и гугенотов… Но за всем этим, стоит один человек, и режиссер словно собирает воедино, потерявшегося в строках хроник человека. Личность. Характер.

Дилогия Шехара Капура «Елизавета»: Золотой век» далека от глянцевых «костюмных» фильмов, максимально детальна и натуралистична. Она не ставит своей целью рассказать, как все было. Задача, поставленная режиссером, куда скромнее: рассказать, кем была Елизавета, и кем были ее современники. Словно старинный фолиант в сафьяновой обложке, фильм раскрывает перед нами образы эпохи — века, в котором судьбы людей балансировали на кончике клинка и часто заканчивались на плахе. Был ли этот век, насыщенный сверканием металла и пропитанный запахом пороха золотым? Трудно сказать. Во всяком случае, золото это тоже металл.

Отметить: Королева Елизавета — кровь на золоте (Рецензия на фильм «Елизавета. Золотой век»)

Материалы по теме:

Смешной джентльмен (Рецензия на фильм «Мистер Бин на отдыхе») — И вот тут его мощно бьют по голове… — Ну, наконец-то, хоть что-то смешное!Из разговора Чарли Чаплина с продюсерами
Не шутите с Сэндлером, или новые аспекты арабо-израильской дружбы (Рецензия на фильм «Не шутите с Зоханом») «Не шутите с Зоханом» Фильм Дэнниса Дугана You Don't Mess with the Zohan, США, 2008— Нас в этом городе не любят. — Нас тоже... — Почему?! — Потому что они думают, что мы — это вы.
Алмазные подвески прапорщика Задова (Рецензия на фильм «Возвращение мушкетеров») «Возвращение мушкетеров» Фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича Россия, 2009«Звучит нелепо...»Фраза из фильма
Комментировать: Королева Елизавета — кровь на золоте (Рецензия на фильм «Елизавета. Золотой век»)