Кошерный экзорсизм (Рецензия на фильм «Нерожденный»)

Кошерный экзорсизм (Рецензия на фильм «Нерожденный»)

Кошерный экзорсизм (Рецензия на фильм «Нерожденный»)
Нерожденный

«Нерожденный»
Фильм Дэвида С. Гойера
The Unborn, США, 2009

«Теперь он хочет родиться».
Фраза из фильма

«А вот не надо бы...»
Реплика из зрительного зала

Больше всего людей пугает, как известно, все непонятное и загадочное. Когда не знаешь чего ждать от предмета или явления, вольно или невольно закрадывается неуверенность, а порой, не побоюсь этого слова, и настоящий ужас. А вот как раз по этому предмету — загадочности — лента Дэвида Гойера «Нерожденный» бьет все рекорды.

То есть, как нельзя лучше соответствует заявленному авторами жанру — фильм ужасов. Впрочем, ужасы здесь существуют скорее в переносном смысле. В смысле качества. Оно ужасно.

То, что от современного хоррора зрителю ничего нового ждать не приходится, это мы уже привыкли. Но дело-то как раз в том, что изначальная тематика картины — мистика с вкраплениями еврейского религиозного фольклора и темы холокоста — звучит более чем многообещающе. Здесь вполне можно было ожидать отказа от традиционных, и порядком затасканных приемов, экскурса в Библейские темы, да и смысл фильма мог бы выходить за рамки банального «и мертвые с косами вдоль дороги стоят». Однако не сложилось. Фильм не просто банален, Гойер соскреб с классики жанра все самое заскорузлое и устаревшее и попытался соорудить из этого нечто страшное. Вышло забавное.

Компашка подобралась впечатляющая. Главная героиня: дамочка средних лет с великолепной фигурой, о чем зрителю не дают забыть на протяжении всей ленты, начиная с афиши. Путем ненавязчивой демонстрации ее трусиков и маечки. Ее бой-френд: молод, симпатичен, но активного участия в сюжете не принимает. Ее подруга: слегка полноватая афроамериканка, персонаж, разумеется, комический. Кровавые мальчики в глазах, в количестве двух штук — со времен «Омена» ребетёнок с ледяным выражением лица, так же обязателен в хорроре, как и визжащая тетка ближе к финалу. Наконец раввин-победитель демонов и собачка с перевернутой головой. Мерзкие насекомые, противные рожи и громкие крики без счета. Ничего не напоминает?

Правильно — «Очень страшное кино», только без Лесли Нильсона и Анны Фарис.

Впрочем, нелеп и стандартен не только набор персонажей, но и их действия. Главная героиня начинает видеть страшные сны, потом задается закономерным вопросом: «а к чему все это»? Затем узнает от мамы (она позже повесится) о своем нерожденном брате близнеце, а от бабушки (ее позже убьют) о замученном в Аушвице смелым экспериментатором доктором Менгеле двоюродном дедушке. Путем несложного суммирования фактов, главная героиня выясняет, что ее преследует, так называемый «диббик» — демонический дух мира мертвых, вселяющийся в тела живых.

А дело все в том, что во время войны душка Менгеле экспериментировал над детьми еврейской национальности, с целью поменять цвет их глаз с темного на голубой. Зачем это ему было нужно, зрителю не объясняют, но зато рассказывают о результате экспериментов, они плачевны: диббик вселился в дедушку героини, а теперь собирается переместится в ее нерожденного брата. Путем его рождения прямо здесь и сейчас. Подробности не оглашаются.

К чему было мутить весь это сыр-бор с нацистами и концлагерями совершенно непонятно, эта линия сюжета, заканчивается не начавшись. И последние остатки оригинальности сценария уходят туда же, куда и мама с бабушкой: в мир иной.

Зато тут-то создатели выкатывают, заранее припрятанную мортиру, нешуточного для проекта такого уровня калибра: Гарри Олдмана в ярмолке. Суперраввин по имени Сэндак, в исполнении Олдмана, это раввин со всех сторон замечательный: он не только бреет лицо, как человек глубоко мирской, но и назначает финальную битву демону, то есть процесс еврейско-лютеранского (в процессе будет задействован чернокожий пастор-баскетболист) экзорсизма прямо на субботу. Ну, уж, не знаю как для раввинов, но представляется, что для иудейских диббиков шабат должен был быть священным.

Впрочем, диббик оказался на редкость модерновым парнем, и, судя по всему, последние 50 лет, с тех пор, как лучший друг еврейский детей добрый доктор Менгеле вызвал его к жизни, смотрел все ужастики, которые только мог. Начиная с Хичкока и заканчивая японской классикой в специфическом ковбойском исполнении, на манер голливудских «Звонка» и «Проклятия». Зачем монстру по определению смотреть хоррор (ему что работы на работе мало?), непонятно, но зрителю диббик выдает весь набор стандартных ужасов: перекошенные мертвецкие рожи с разинутыми ртами, множество червячков и тараканчиков лезущих из всех щелей, страшные отражения в зеркалах, старая кинохроника символического содержания, мертвяки, бегающие в позах китайских гимнастов, беспеременное «бу» в неожиданных местах и очень много воплей.

Под конец сеанса у зрителей формируется четкая уверенность, что перед ним изощренный до садизма стеб, эдакий нерожденный диббик «Очень страшного кино», вселившийся по недоразумению в кино серьезное и даже отчасти философское. Учитывая послужной список Дэвида Гойера — сценарии для всех «Блейдов» и «Темного рыцаря» (!) и полноценная режиссура для последнего «Блейда» и «Невидимого» — в его серьезности сомневаться не приходится. Но что можно вот так вот, на голубом глазу, переплюнуть Уве Болла и Эда Вуда вместе взятых, в это поверить также сложно, как и в злых демонов и целительные методы доктора Малахова.

Если уж что и не родилось в этом фильме, так это оригинальность и самобытность, которие вполне можно было бы ожидать от Дэвида Гойера. А на подходе, тем временем, новый проект режиссера фильм «Голем» — еще одна страшилка с иудейскими корнями. И что-то подсказывает мне, что на запчасти будут распущены Дракула и Франкенштейн.

Любите кино.

Нерожденный

Отметить: Кошерный экзорсизм (Рецензия на фильм «Нерожденный»)

Материалы по теме:

Джентльмены предпочитают позеленее (Рецензия на фильм «Шрек-2») «Людоед: — Людей приятнее всего есть, когда они в отпуске. Они тогда расслабляются».Е. Шварц «Тень»
С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров») «Смерть достаточно близка, что бы можно было не страшится жизни».Фридрих Ницше
«Cotius» (Рецензия на фильм «Железная пята олигархии») «Железная пята олигархии» Фильм Александра Баширова. Россия, 1997
Комментировать: Кошерный экзорсизм (Рецензия на фильм «Нерожденный»)