Макаренко в законе (Рецензия на фильм «Реальный папа»)

Макаренко в законе (Рецензия на фильм «Реальный папа»)

Макаренко в законе (Рецензия на фильм «Реальный папа»)
Реальный папа

«Реальный папа»
Фильм Сергея Боброва
Россия, 2008

«А ну-ка, мент, продерни-ка в натуре,
И на хабиру карась ты протусуй...»
Народная бандитская песня

Беда у нас с комедиями. Нет, у нас и с боевиками тоже беда. И с триллерами. С детскими фильмами. С историческими. Даже с драмой, «загадочно… русско… душевным» фирменным жанром и то беда. Но с комедиями беда особая. Даже не верится, что мы страна, где творили Гайдай, Данелия, Рязанов, Александров… Гоголь, Лесков, Чехов, Аверченко… Даниил Хармс! Куда все подевалось-то?

Остались КВН и «Аншлаг». Первый к кино пока не имеет отношения, второй, дай Бог, и в будущем не будет иметь. А зрителю достаются нерегулярные попытки штурма комического олимпа, с переменным, надо сказать, успехом. А вот и очередной «переменный успех» — фильм Сергея Боброва «Реальный папа». С Михаилом Пореченковым в главной роли.

Как был у нас бандит главным «героем всего», так и остается. Популярность этого персонажа сегодня объяснить трудно, но не признавать глупо — ничего более яркого за последние лет 15 наше кино так и не родило. Итак, Роман Шило — бандит. По совместительству он же — актер Михаил Пореченков. По совместительству — бывший муж сумасбродной дамочки с тремя детьми и неустроенной судьбой, в исполнении Евгении Добровольской.

Детей у дамочки по числу браков, стало быть первый ребенок, девушка старшего школьного возраста Дарина, взрывающая кабинеты химии и третирующая учителей в школе, самое что ни на есть плоти от плоти Шиловское произведение. Впрочем, разбираться кто здесь чей становится совсем недосуг, когда мама попадает в больницу после неудачного прыжка в парашютом. Она и раньше детям особого внимания не уделяла, а уж в состоянии комы это стало совсем затруднительно. И тогда сердобольная подруга мамы не находит ничего лучшего, как загрузить детей на широкие плечи Романа Шило. Который в перерывах между стрелками и разборками и принимается за их воспитание. Точнее они, дети, принимаются за перевоспитание растерявшегося до потери речи, авторитетного «бригадного» бойца.

Со времен появления бессмертного произведения О’Генри, «вожди краснокожих» скачут по киноэкранам с неослабевающей энергией. И с неизменным успехом. В самом конфликте между жутковатым миром взрослых и непосредственностью детского восприятия заложено что-то уж очень симпатичное зрителю. Всегда забавно и умилительно смотреть за беспомощностью взрослых, за их серьезностью, разбивающейся в дрызг при попытке справится с детской прямолинейностью. Это… Как бы получше? Очеловечивает, вот.

Вот и перед нам очередной «очеловеченный бандит» из серии «они такие же как мы». На это раз, бандит одушевлен до такого оголтелого абсурда, что может для комедии это и нормально, но явно выбивается из стилистики выбранного сюжета. Я не знаю, где можно найти бандита, ездящего на шикарном джипе и участвующего в бандитских разборках уровня локальных войн, но при этом живущего в самой обычной московской квартире, обставленной в лучших «эмэнэсовских» традициях 80-х, питающегося холодными макаронами и к тому же увлекающегося авиомоделизмом? Впечатление такое, что роль Пореченкову переписали в последний момент, и то ли авиамоделиста сделали бандитом, то ли бандиту вручили радиоуправление и 3 килограмма фанеры с лобзиком, то ли одно из двух. В общем, вышел какой-то гибрид — и ни туда, и ни сюда. При чем любой из этих персонажей в цельном виде был бы и забавен, и интересен. Зачем их надо было скрещивать не совсем понятно.

Режиссеру и сценаристу, не хватило какого-то одного последнего штришка, чтобы сшить свой сюжет. Поэтому то, ради чего и задумывался фильм: показать превращение сурового бандита в нормального человека — семьянина и детолюба — выглядит в фильме уж как-то легко и схематично. Это-то как раз не смешно и уж очень нравоучительно.

Тем ни менее, сказать, что фильм совсем уж не смешной, это покривить душой. Органично смотрятся мультяшные вставки, более того, их могло быть и больше. На удивление хорошо играют дети — редкость в нашем кино, из последнего можно сравнить разве что с «Кукой».

Замечателен в фильме герой актера Алексея Горбунова — вор в законе Сафрон, разговаривающий на столь густой фене, что вынужден держать при себе переводчика. Это действительно неплохие эпизоды, достаточно смешные, если не учитывать тот факт, что они совсем из другого кино и с текущим сюжетом связаны постольку поскольку. Они неплохо смотрелись бы в абсурдистском отчаянном интерьере фильмов Кустурицы или жестких и хлестких сюжетах Ричи. А у Сергея Боброва, их потенциал, увы, пропадает втуне, и смотрятся эти персонажи скорее вставным номером.

Фильм уже успели окрестить и «Детсадовским полицейским» и «Лысым нянькой» и даже «Вождем краснокожих». А на самом деле, перед нами «Ералаш». Потолстевший в формате, обзаведшийся солидным бюджетом и выплеснутый в таком виде на киноэкран.

В принципе, оно может и нечего, но, на мой взгляд, «Ералаш» был ценен именно своей лаконичностью и камерностью. Анекдот должен быть коротким и решительным. И вот, кажется, именно это не понимают современные российские режиссеры. Выращенный с помощью финансовых «нитратов» до полуторочасовых размеров полнометражного фильма «Ералаш» Боброва явно растерял очарование непритязательности, легкости и угрожающе надулся пустотой. Ждать очередную шутку, становится мучительно больно уже в первые полчаса фильма. Эдакая воздушность сюжета по части событий, оставляет тот же привкус, что и китайская кухня: поесть-то, вроде поели, и даже вроде не без наслаждения…Только в желудке почему-то пусто.

Так что, до встречи в кино. Наверное. Но, не переставайте его любить.

Отметить: Макаренко в законе (Рецензия на фильм «Реальный папа»)

Материалы по теме:

Нужен человек (Рецензия на фильм «Антон тут рядом») Аутизм — это нарушение развития, влияющее на коммуникацию и отношения с людьми. Правда, в нашей стране такого диагноза нет… А вот людей, испытывающих трудности с социальным взаимодействием, достаточно. Антон Харитонов — главный герой фильма режиссёра-дебютанта Любови Аркус.
Постеры (Русская игра, Артистка) Эт, я чета не понял, вот два разных фильма — «Русская игра» и «Артистка». Это же разные фильмы? Наверное, и постеры у них должны быть разными. Сэкономили?
«Cotius» (Рецензия на фильм «Железная пята олигархии») «Железная пята олигархии» Фильм Александра Баширова. Россия, 1997
Комментировать: Макаренко в законе (Рецензия на фильм «Реальный папа»)