Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2»)

Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2»)

Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2»)
Мама не горюй-2

«Русские любят гнать. Причем быстро».
Зигмунд Фрейд. Неточный перевод

На самом деле римейки есть не что иное, как проявление современных традиций в культуре. То есть современный традиционализм в культуре. Что есть традиция? 155-я постановка «Ромео и Джульетты»? Или мотивы из Гомера в пьесе про наше время?

Некая постоянная, неменяющаяся величина, то, что приходит с веками и является результатом деятельности бесчисленных поколений творцов: художников, поэтов, писателей. Опять же, типа, достижения. И они есть у любой культуры, в том числе и у нашей, восточно-славянской. И исходя из этого, выходит что римейк — это тоже достижение, и то, что свет увидел фильм Максима Пежемского «Мама не горюй — 2», вроде как, даже, явление культурно-традиционного плана. Классика, блин. И значит, хорошо?

А мне показалось плохо.

То есть двойственность в оценке после просмотра этого фильма у меня образовалась: что традиция — хорошо, а сам фильм… Как бы это помягче…

Не очень хороший, что ли.

Короче, если это традиция, то она мне решительно не нравится. Мне не нравится когда традицией становится откровенная халтура, когда мне навязывают криминал как единственный источник и главную составляющую моей культуры, когда актеры вместо игры демонстрируют пьяную импровизацию, а вместо оригинального фильма я получаю пачку заезженных штампов и сюжетных нелепиц. Да у этого фильма просто сюжета-то нет! Судите сами.

Кто смотрел оригинальный фильм, помнит, что в нем рассказывается история о том, как в маленьком провинциальном городке вокруг необдуманного поступка некого морячка на собственной свадьбе разворачивается настоящий цирк с участием бандитов, милиционеров, прокуроров, наркоманов, малолетних девочек и Гоши Куценко. Фильм отличался несколько примитивным сюжетом, довольно яркими типажами и неплохой игрой актеров. Для некоторых из них, к примеру, Куценко и Сидихина, фильм стал настоящим пропуском к звездному статусу.

На мой взгляд, потенциал сюжетной идеи был использован лишь наполовину и наряду с довольно точными характерами, вроде милицейского начальника или прокурора, встречались некие фантасмагорические персонажи, вроде «доброго благородного киллера», или «конкретно правильного пацана» с неслабым интеллектуальным потенциалом. Да и развязки сюжета оказалась равно как и банальной, так и слезоточиво-фальшивой. Учитывая год выхода фильма — 1997 — тогда эти слабости представлялись болезнью роста молодого российского кино. Вполне логично было бы предположить, что если фильм «Мама не горюй» и будет иметь продолжение, то вышеуказанные слабости в римейк не перекочуют. Во всяком случае, я так думал. А когда узнал, что интрига в новом фильме будет завязана не на «братках», а на политике, а именно, предвыборных технологиях, то вообще, грешным делом понадеялся на что-то интересное. В общем, «разбежался» я. Наверно, поэтому и «просвистел» мимо. Все то, что я считал слабостями фильма, режиссер Максим Пожемский посчитал причинами «феноменального» успеха. И постарался успех повторить. И где-то, даже «усугубить».

Если раньше сюжет был легким и местами недалеким, не блещущим оригинальностью, то теперь он стал не только откровенно дурацким, но и совершенно неудобоваримым к восприятию. Понять логику происходящего, последовательность и мотивацию событий не смог бы даже Холмс, сойди он со страниц сочинений Конан Дойла. Женская логика рядом со сценарием «Мама не горюй-2» выглядит как сочинения Аристотеля и Евклида. Герои фильма чаще всего совершают поступки в стиле «вдруг», после которых у зрителя возникают вопросы в стиле «зачем». Некоторые персонажи возникают по ходу дела, из ниоткуда и исчезают в никуда, так не совершив ни одного вменяемого поступка. Вообще в процессе просмотра не отпускает ощущение, что ты пропустил громадный кусок фильма и теперь просто «не в курсах».

Что касается актеров, то впечатление такое, что никакого сценарного текста, не говоря уже о какой-то там задаче, просто-напросто не было, и они импровизируют то, что первое в голову пришло. Поэтому они все, не напрягаясь особо, тиражируют собственные наработанные штампы.

Но круче всего выглядит финал. В конце на зрителя выливается такой заряд патетики и мелодрамы из разряда: «хорошим быть лучше, чем плохим», «давайте жить дружно», «вернемся к вечным ценностям» — что кажется, ты оказался внезапно на проповеди евангелистов, или на худой конец на политзанятиях в детском саду.

Халтура, конечно, тоже может стать традицией. Как пьянство или лень. Но как по мне, так это не традиция, а вредные привычки.

А от них лучше избавляться.

Отметить: Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2»)

Материалы по теме:

Тонкости игры (Рецензия на фильм «Турецкий гамбит») «Вся война основана на обмане».Сунь Цзы, «Искусства войны»
Как Минин с Пожарским скромненько в сторонке стояли (Рецензия на фильм «1612. Хроники Смутного времени») — Проводники в деревне есть? — Проводников нет. Но один полупроводник найдется.Беседа глупых поляков с хитрым русским
Происхождение слова «попса» (Рецензия на фильм «Попса») «Не надо хвататься за кобуру, где ты здесь культуру увидел?»Гитлер Геббельсу на просмотре «Девушки его мечты»
Комментировать: Мама не гони (Рецензия на фильм «Мама не горюй-2»)