Место, где нас нет… (Рецензия на фильм «Старикам тут не место»)

Место, где нас нет… (Рецензия на фильм «Старикам тут не место»)

Место, где нас нет… (Рецензия на фильм «Старикам тут не место»)
Старикам тут не место

«Старикам тут не место»
Фильм братьев Коэнов
No Country for Old Men, США, 2007

Мир меняется. Мир меняется беспрерывно. Он меняется так часто, что, кажется, прежнего уже и нет. Умер. Таким образом, время — это беспрерывная череда смертей. Иногда метафизических, а иногда и физических. Как в последнем, оскароносном (4 статуэтки из 8 номинации), фильме братьев Коэнов «Старикам тут не место».

Самое удивительное в фильме Коэнов, это, пожалуй, жанр — вестерн. Не то что бы он выбран не к месту или снят с нарушением канонов жанра — ну скажите, что еще кроме вестерна может приключится с ковбоем в Техасе? — просто на вестерн он похож менее всего. Слегка мрачноватый, хотя и не лишенный иронии, рассказ о том, как житель маленького техасского городка, охотясь в пустыне, набредает на место бандитской перестрелки, находит там чемодан полный денег, а потом весь фильм пытается сохранить его в своей собственности, избегая, преследующего его наемного убийцу. Действительно, внешне это скорее напоминает боевики Тарантино, а местами даже нуар-комедии Риччи. Напоминают всем, кроме главного: фильм Коэнов, прежде всего, интеллектуален.

Этот фильм не про бандитов, наркотики и стрельбу. Это история, даже не про деньги, хоть они фигурируют в фильме постоянно. Это философия изменившегося мира, где старикам действительно не место. Не потому что в старое доброе время все решал «кольт» (каковую мысль можно было бы ожидать от вестерна), а потому что в наше время все решает желание разбогатеть любой ценой. А с жадностью не договоришься.

В фильме нет привычного противостояния «плохих» и «хороших». В фильме их вообще нет. Есть только те, кто отчаянно желают остаться в живых, и те, кто маниакально убивают. И еще, те кто «не при делах», тем кому «тут не место». Закономерно, что и хэппи-энда, неизменного для голливудского кино, в фильме тоже нет.

Зато есть яркие, запоминающиеся персонажи. Растерянный, давно отставший от бешенной гонки времени шериф, в исполнении Томми Ли Джонса, уверенный в себе решительный ковбой сыгранный Джошем Бролиным, и главное, убийца по призванию, лицо которого вы долго не забудете, соврешенно физиологический хищник, совершенно патологический тип, который и принес заслуженного «Оскара» Хавьеру Бардему.

Еще одна удивительная штука — полное отсутствие музыки. Впрочем, и диалоги удивительно немногословны, а монологов в фильме вообще нет. Иногда, кажется, что смотришь немое кино. Но ведь фанфарам в фильме и нечего восхвалять?

На сегодня, это лучший фильм Коэнов. Лучший и, наконец, принесший режиссерам давно заслуженный «Оскар» за лучший фильм. Пожалуй, братья показали всему миру, как снять настоящий нуар, не скатываясь в эпатаж Квентина Тарантино, карнавальность Роберта Родригеса или абсурдность Гая Риччи.

Отметить: Место, где нас нет… (Рецензия на фильм «Старикам тут не место»)

Материалы по теме:

О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка») Когда смотришь современный российский боевики, или комедии молодежно- криминального оттенка в голову приходит только одна мысль: да неужели у нас вся страна — сплошь милиционеры, бандиты и подростки, торгующие «дурью»?
На разных языках… (Рецензия на фильм «Мюнхен») «Принцип «око за око» скоро оставит нас всех без глаз».Мохандас Карамчанд Ганди
Условия сосуществования (Рецензия на фильм «Правила съема: метод Хитча») «Мало кто из мужчин владеет ключом к сердцу женщины; остальные орудуют фомкой».Леонард Дженевецкий
Комментировать: Место, где нас нет… (Рецензия на фильм «Старикам тут не место»)