Миф (Рецензия на фильм «Банды Нью-Йорка»)

Миф (Рецензия на фильм «Банды Нью-Йорка»)

Миф (Рецензия на фильм «Банды Нью-Йорка»)
Банды Нью-Йорка

«Видимость законности очень важна. Особенно когда творишь беззаконие».
История странная штука. Чем дальше она отдаляется от нас, тем реальнее мы ее воспринимаем. Порой герои древних мифов более осязаемы, нежели окружающие нас в настоящем совершенно мифические бандюки и олигархи.

Причина, наверное, в том, что в обоих случаях мы видим факты не своими глазами. И если прошлое приходит к нам из уст Гомера и Шекспира, то настоящее существует в виде бестолковых бандитских сериалов. «Бригада», например. А это даже не «Красная Шапочка» Шарля Перо.

Талант вдыхает жизнь и в сказку.

Тем удивительнее увидеть современный миф в талантливом фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка». Скажу сразу, фильму не повезло с названием. Может для американцев такое словосочетание не о чем особом не говорит, но нашего человека оно сразу настраивает на волну «Крестного отца», «Однажды в Америке», или хотя бы брутальных «Ментов».

Ничего подобного. Любители «Бригады» могут сходить на концерт Бори Моисеева.

Фильм не имеет ничего общего с примитивными криминальными историями. Это фильм об истории. Истории Соединенных Штатов. А то, что это история основана на метаморфозах преступности — не столь уж и свежая идея. Скорсезе же, высказав подобную, «неполиткорректную» мысль сегодня, жестоко поплатился, в очередной раз упустив Оскара, причем в двенадцатый раз.

Трудно пожаловаться на невнимание киноакадемии…

Впрочем, в основе мифа реальная история. В 1863 году среди жителей Нью-Йорка вспыхнул бунт, направленный против призыва в армию северян. Бунт сопровождался вооруженными беспорядками, мародерством и погромами. Центром восстания стал так называемый «Район Пяти Улиц», Дело дошло до того, что власти вывели на улицы войска и открыли огонь по мирным жителям, в том числе и артиллерией военных кораблей. Такое вот «кровавое воскресенье».

Взяв за исходную точку исторический факт, Мартин Скорсезе пошел дальше простого пересказа событий. Он творит настоящую легенду, и как во всякой легенде главное место здесь принадлежит героям. И это уже не привычный для американского кино Бэтмен, а скорее гомеровский Язон. Похоже, Голливуд наконец-то перерос комиксы и мюзиклы, как явление «подлинно» американской культуры. Хотя, количество «Оскаров» у «Чикаго» делает этот тезис достаточно спорным, но мне эта мысль нравится.

Так вот, о героях.

Мясник — глава так называемых «Коренных». Потомок первых американских переселенцев, чей отец погиб сражаясь с англичанами за независимость. Наверное поэтому, он считает, что Америка принадлежит только американцам, тем, кто проливал кровь за эту землю. Наверное поэтому, он ненавидит «нигеров» и «подлых ирлашек». Им нечего делать в «Район Пяти Улиц».

Амстердам — сын ирландского священника, лидера ирландских эмигрантов, объединенных в банду под именем «Дохлые Кролики», и убитого Мясником.

Сражение, выигранное некогда «Коренными», поставило «Кроликов» вне закона, если это можно назвать законом. Противостояние Амстердама и Мясника — фабула фильма, и в этом противостоянии, как в зеркале отражается не только история, но и сегодняшний день Америки. И не только Америки. Продажные политики, для которых доллар важнее любых принципов, бандиты, имеющие принципы, но готовые ради них убить кого угодно, богатеи, презирающие бедняков, но прикрывающие благотворительностью свои темные делишки — разве это реальность только Америки?

Как и любой настоящий миф, «Банды Нью-Йорка» больше чем миф. История, переданная Художником, убеждает сильнее косноязычного пересказа, пусть даже и документальных фактов.

Скорсезе рассказывает о том, что история свершается в противостоянии сильных личностей. Например, на Мясника совершают покушения, пытаясь убить его в театре. Явный парафраз убийства Линкольна, и намек на то, что сильная личность всегда вне закона. Точнее, выше закона. С этим трудно не согласится, и трудные времена всегда приносят с собой сильных духом людей. Иногда трудно определить их сущность, знак их силы. Иногда их сила разрушительна.

Но понять ее хочется.

Тем обиднее смотреть отечественное кино.

Впрочем, может это и есть отражение реальной жизни.

Отметить: Миф (Рецензия на фильм «Банды Нью-Йорка»)

Материалы по теме:

Шо, опять? (Рецензия на фильм «Мы из будущего-2») «Драться будем в 21 веке...»Борман
Домашнее видео Арт-хауз — термин в кино крайне непонятный. Ни строгого определения, ни единого понимания у профессионалов нет. И перевести его тоже довольно трудно: то ли дом искусств, то ли искусство дома… Непонятно.
Лифт не туда (Рецензия на фильм «Дьявол») «Дьявол» Фильм Джона Эрика Даудла по сюжету М. Найта Шьямалана и сценарию Брайана Нельсона Devil, США, 2010«Зрителей, Он, выбирает не случайно».Фраза из фильма«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет».
Комментировать: Миф (Рецензия на фильм «Банды Нью-Йорка»)