Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры»)

Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры»)

Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры»)
Водитель для Веры

«Когда куда-то плывешь, надо знать главное: куда-нибудь, да приплывешь».
Христофор Колумб

Помните, как мы потешались над америкосовскими «шедеврами» из нашей жизни? Над всеми этими Петрами Тотамовичами, «русскими мафиозо» в бобровых шубах, матрешками и балалайками? Впрочем, и наши опусы про «них» не отличались особым изыском. Как говаривал товарищ Жванецкий: «Пока еще плохо выходит фраза: «Мне в Париж, по делу, срочно!» А все потому, что хуже нет рассуждать о том, о чем понятие не имеешь. Как и снимать фильмы о предмете мало тебе знакомом.

Вот я всегда и говорил: ничего у них про нас, и у нас про них никогда не выйдет. Слишком примитивные познания. Но то, что мы сами про себя ничего знать не будем, это даже в самом дурном сне присниться не могло!

Дожили. То есть приехали. То есть, куда-то, но попали. Не верите? Посмотрите фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры». Причем фильм, в буквальном смысле Павла Чухрая, он там и режиссер, и автор сценария. Но оно и не удивительно: другой режиссер этот бред снимать бы отказался, а другого сценариста Чухрай бы видимо и не понял. Почему бред? А потому, что весь фильм меня преследовало ощущение, что человек, это все придумавший, в Стране Советов и не жил никогда. Ну, на манер иностранца или эмигранта, покинувшего родину в раннем детстве. Ан нет, вроде не иностранец, и даже возраста того самого, пионерско-комсомольского. Должен все знать. И вот, что он знает.

Дело происходит в 62, в поздне-хрущевское, я бы даже сказал в финально-хрущовское время, где-то в Крыму. По косвенным признакам, в Севастополе. Где еще адмиралы и полковники, как клецки в супе? Вообще у Чухрая, (какая фамилия, а? произносить больно), конечно Павла, все где-то, с кем-то и как-то. Эту неопределенность фигур и событий, режиссер видимо считает каким-то нечеловеческим изыском, рядом с «Водителем для Веры» «Твин Пикс» загадочного Линча выглядит как инструкция к крему для эпиляции: нанес-смыл. Генерал командует чем-то. Живет где-то. Делает что-то. У него, наверное, даже есть подчиненные, но мы их практически не видим. Одного, полковника, задушенного, конечно, неизвестно кем, мы обнаруживаем в морге, в начале фильма, и забываем о нем. Другого, вроде как капитана, видим весь фильм. Этот другой ходит в гражданке, занимается хозяйственными делами семьи генерала, в кармане носит «макаров», «чисто конкретно» решает проблемы, например, приезжает и забирает генеральского водителя прямо из следственного изолятора, а самому генералу дает неслабые советы. Кто он? Адъютант? Порученец? Нереальный комиссар Фурманов? Суперспецагент КГБ? КТО-ТО, вот кто! И это самое главное. Не замарачивайтесь, следите за главной психологической интригой, она стоит того. Генерала преследуют враги. Убиенного полковника помните? Враги жестоки, как оголодавшие волки и бессмысленно напористы, как чужие в одноименном фильме. Во всем чувствуется, не побоюсь этого слова, «рука Москвы», то есть в кадре — то блеснет пенсне Берии, то потянет дымком трубки Сталина, то вдруг железный Феликс замаячит неясной тенью. Цели спецслужб традиционно зловещи: весь мир — это заговор, а Советский Союз — самая дурацкая его часть.

Генерал берет себе нового водителя. Генерал очевидно так крут (хоть по погонам и не скажешь, генерал-лейтенант), что дом его это миниатюрная военная часть. Вся обслуга живет в доме, в том числе и водитель, про капитана я и не говорю, хотя он, между прочим, женат и показывает фото семьи. Но Родина приказала, семья подождет. У генерала дочка. Ничего симпатичная. Но хроменькая. И беремененькая. Поначалу неизвестно от кого, но позже выясняется от бравого кубинского (!!!) курсанта. У кубинцев на полуострове жизнь веселая: ходят куда хотят, катаются на адмиральском катере с дочками высшего командного состава, и это во время Карибского кризиса, через три года после революции и через год после интервенции, прошу заметить. Кубинец в отказ, генерал в панике: кто отец-то? Водитель вроде как к месту. Сначала он дочку жалеет, потом вроде любит, потом вроде как по расчету жениться хочет, потом опять бескорыстно любит. Типа карьера, типа академия в Москве, типа без генерала никак, он же сам детдомовский. Кстати, знаете какую музыку любит детдомовец, выходец из маленького рабочего городка в послевоенное время? Элвиса Пресли!!! В 1962 году!!! В СССР!!! В детдоме радио много слушал. Все это наш замечательный отечественный Том Круз — Игорь Петренко играет на одном дыхании, где, что не поймешь, и если в одной сцене они как кошка с собакой, то в следующей, безо всякого перехода — Ромео с Джульеттой. И вокруг спецслужбы, спецслужбы, спецслужбы… Безысходность, все утомлены солнцем, жизнь не стоит и ломаного гроша. В конце всех убивают, генерала душат как Павла I, групповым заплывом, только что табакеркой не бьют, зрители рыдают. Психологические моменты потрясают.

— Поклянись мамой, что меня любишь! — рыдает бедная Вера.
— Клянусь, — отвечает хитрющий водитель.
— Ма-а-а-мой… — задыхается от восхищения Вера. Он же детдомовский, смекаете? Буратино с его примитивными приколами рыдает.

Помните, были такие детские книжки из картона: раскрываешь, и поднимаются домики, деревья, медвежата какие-нибудь? Вроде все объемное, но на самом деле плоское? Вот фильм сделан именно по этому принципу. Мы так хотим забыть свое прошлое, что, по-моему, уже и забыли. Наше прошлое — огромное белое пятно.

Я тут давеча вспоминал Колумба. Он ведь знал, что куда-нибудь да приплывет. Правда, хотел в Индию, а попал в Америку. В Северную. Так вот, у нас все с точностью до наоборот: метим-то мы, конечно, в Голливуд, то есть в Америку.
А попадаем, по-моему, как раз в индийскую мелодраму.

Отметить: Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры»)

Материалы по теме:

Куртуазная виртуальность (Рецензия на фильм «В движении») «И что тебе дались эти романы? Проливать слезы над любовными страстями, которые никто никогда не переживал?! Нет уж, увольте!»Вальтер Скот, «Квентин Дорвард»
Тарас Картошка (Рецензия на фильм «Тарас Бульба») «Тарас Бульба» Фильм Владимира Бортко Россия, 2009«Ничего нет приятнее, чем пограбить за Ее Величество Королеву».Френсис Дрейк
Блестеть и никаких гвоздей! (Рецензия на фильм «Глянец») Дети играют в куклы по двум причинам: во-первых — настоящих младенцев им никто не доверит, а во-вторых — настоящие карапузы их просто шокируют. Потому что настоящие-то бывают разные: капризные, некрасивые, голосистые и с расстройством желудка. Настоящие дети не идеальны.
Комментировать: Неизвестная страна (Рецензия на фильм «Водитель для Веры»)