Ночной кошмар (Рецензия на фильм «Ночной продавец»)

Ночной кошмар (Рецензия на фильм «Ночной продавец»)

Ночной кошмар (Рецензия на фильм «Ночной продавец»)
Ночной продавец

«Вы это современное искусство видели? Вот где ужас-то!»
Граф Дракула, после посещения музея Гугенхэйма

Нет, ну свезло мне все-таки в этом месяце: что ни неделя, то «шедевр» и, что особенно поражает, отечественный. Прямо праздник какой-то! Время собирать камни и, надо сказать, весьма увесистые. Этакие «глыбы» в фундаменте современного искусства. Представляю очередной «булыжник» — дебют режиссера и сценариста Валерия Рожнова «Ночной продавец». По словам продюсера фильма Сергея Сельянова — «Очень Странное Кино». Вот так, с больших букв в пресс-релизе и написано.

Впрочем, с термином «странное» я согласен. Хотя этого самого «странного кино» я уже насмотрелся выше крыши. «Братья», «Сестры», «Войны», «Джины» — поток барахла, с плотностью явно меньшей, чем у воды вовсе не собирается иссякать, наоборот, со временем даже набирает силу.

Вкратце сюжетик. Он изначально «вкратце», поэтому и сюжетик. Итак: в магазине по ночам продавцом работает студент. А в районе, где находится магазин, тоже по ночам, орудует маньяк. А за маньяком, в районе, где он орудует, конечно, опять же по ночам, охотится милицейский «опер». А жена владельца магазина, естественно, по ночам, приезжает в магазин, чтобы наставлять рога мужу с работниками этого нехитрого заведения. И в магазин по ночам приходят покупатели. И иногда заезжает сам владелец. И на это смотрим мы, зрители. В доме, который построил Джек. Вот. Изначальная идея, несмотря на некоторую вымученность и сермяжность, выглядит даже многообещающе. Для черной комедии с элементами абсурда, как позиционирует фильм теперь уже сам режиссер и сценарист, это вовсе неплохой сюжет. Вполне в духе «Четырех комнат», до которых изо всех сил, видимо, и пытается допрыгнуть Рожнов. Пытаться-то он пытается… Но явно не Бубка. То, что это фильм для автора первый, видно тоже с первых кадров. Будучи выпускником ВГИКа, Рожнов из основ монтажа понял, очевидно, только одно: смена плана — это склеивание пленки из разных коробок. И желательно от разных камер. По формуле «крупный план — общий план». А собственно, зачем это нужно делать, до него не совсем дошло. Поэтому просмотр фильма иногда очень напоминает наблюдение за милицейской мигалкой: очень увлекательно и познавательно. Кроме некомфортного монтажа, в фильме так же «гениально» поставлен свет и выбраны ракурсы — я, если честно, вообще сомневаюсь, что там был оператор. Если бы фильм смонтировали на основе видео с камер наблюдения (а все действие фильма происходит исключительно в помещении магазина), и то получилось бы интереснее. По крайней мере, выглядело бы приемом. А так… Средней паршивости свадьба. То, что у монтажа должен быть ритм — как, кстати, и у самого действия, — я и не заикаюсь. Но что уж совсем убивает фильм, так это банальность всех сюжетных ходов, которые изначально, очевидно, задумывались как абсурдные и неожиданные. Вопрос — что произойдет в следующей сцене, может оставаться загадкой разве только для синоптиков. Непредсказуемость фильма находится где-то на уровне загадки про арбуз. Или капусту. Кому что больше нравится. Логика уровня: взял — пошел, встал — сказал. Иногда все-таки неожиданности случаются, но их надо отнести к «буйности» режиссерского воображения. Например, главный герой — тот самый «ночной продавец» — вооружившись битой, осторожно заглядывает в маленькую комнату — бухгалтерию магазина, — где, как он думает, маньяк расправляется с женой его шефа. Комнатка 2х3 метра. В ней ничего нет, кроме стола и шкафа в углу. Спрятаться негде. Медленно открывается дверь. Так же медленно туда вползает наш герой. Он добрую минуту внимательно осматривается по сторонам, что-то ищет, ничего не находит и тут слышит женский голос: «Опусти биту». Боже, откуда исходит этот звук? Голос повторяется. Герой настораживается. Продолжает озираться. И тут план меняется на общий, и мы видим, что оба, и маньяк и женщина, скованные наручниками, лежат прямо у ног нашего продавца. Что изображал актер? Что задумывал режиссер?

Единственное, на что еще можно смотреть, это блестящая игра Андрея Краско и Виктора Сухорукова. Их монологи достойны отдельного описания и выглядят в фильме, как кожаный салон в «Запорожце». Красиво, но к чему? К тому же им не под силу вытянуть бездарную игру отчаянно переигрывающей Допкунайте и все время «тупящего» в кадре Константина Мурзенко, исполнителя главной роли. Последний периодически озадачивается, чем ему, собственно, занять себя в сцене, а его попытки не заржать в кадре превращают фильм в плохой капустник: «пользуясь случаем, хочу передать привет маме».

Любительское кино торжествует.

После просмотра фильма у меня было зародилась надежда, что у «гения» Рожного дебютом все и ограничится. Ан нет, официальный сайт компании «СТВ», выпустившей фильм, с плохо скрываемым торжеством сообщает, что все только начинается, и скоро нас осчастливят новым шедевром того же режиссера.

Неужто «Ночной продавец: Возвращение»!

Отметить: Ночной кошмар (Рецензия на фильм «Ночной продавец»)

Материалы по теме:

Служебное соответствие (Рецензия на фильм «Ночной дозор») «Наша служба и опасна, и трудна, И, на первый взгляд, как будто не видна…»Слова из народной песни Собственно, она не видна и на второй, и на третий взгляд, и вообще, практически не заметна.
Нарисованная история (Рецензия на фильм «Князь Владимир») «Основное назначение исторических личностей — произносить исторические речи».Аркадий Аверченко, «Всемирная история «Сатирикона»
Дураков нет (Рецензия на фильм «Дом дураков») «Не могу без придурков. Деньги быстро кончаются».Доктор Фройд Дураков нет. Это выражение такое. Идиоматическое. Попросишь у приятеля пятерку до получки, а он тебе в ответ: «Дураков, мол, нет». Это в том смысле, что он лично — не дурак.
Комментировать: Ночной кошмар (Рецензия на фильм «Ночной продавец»)