О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка»)

О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка»)

О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка»)
Артистка

Когда смотришь современный российский боевики, или комедии молодежно- криминального оттенка в голову приходит только одна мысль: да неужели у нас вся страна — сплошь милиционеры, бандиты и подростки, торгующие «дурью»? Кто же работает в бесчисленных парикмахерских, булочных и зубоврачебных кабинетах? Кто чинит автомобили, водит такси и продает арбузы на рынках? Нет, можно в принципе понять, для кого снимают кино наши «кончаловские» и «бусловы», но вот про кого они снимают?

Уж точно не про тех, про кого снимает свои фильмы Станислав Говорухин. То есть, не про нас с вами.

Простоте сюжета последнего фильма Говорухина «Артистка», уступает разве, только его названию, состоящему из одного слова. Требовательному зрителю, при прочтении синопсиса, может показаться, что сюжета тут и вовсе нет. Разве можно считать сюжетом, историю знакомства неудачливой актрисы с ботаником-ученым, в прямом и переносном смысле этого слова? Ну, хорошо, не ботаником, биологом, но все честь по чести: брюшко, лысина и очки с впечатляющими диоптриями… Кажется, подобная история еще могла существовать во времена рассвета «гайдаевско-рязановского» стиля в советской комедии. Но сегодня, когда дикий капитализм 90-х и нефтяной угар 2000-х «придушил» всю эту милую мелодраматическую замуть бескомпромиссными «бумерами» и прямолинейными, как судьба приговоренного, «жмурками»!?

Сегодня фильм Говорухина, словно ожившая рептилия из мира динозавров: очень ископаемо, но чрезвычайно живо. Он подчеркнуто, нетороплив и скромен, но очень обаятелен. Здесь нет персонажей, ворочающих судьбами мира, и спецэффекты, даже при всем желании режиссера, воткнуть просто некуда. То есть, собственно, это и не фильм даже, а пьеса Валерия Мухарьямова, со всеми отсюда вытекающими: максимальным количеством общих планов, и скукоженным до размеров 2,5 интерьеров местом действия. Квартира, театр, и пара кадров на улице. Зачем зрителю вообще на это смотреть? Впрочем, эта категоричность, так же ошибочна, как и кажущая простота сюжета. Даже название «Артистка» (а не актриса, как было бы правильнее для служащего в театре) и то не так примитивно: есть в нем некий оттенок, отражающий насмешку судьбы, безысходность в жизни главной героини, в исполнении ироничной Евгении Добровольской. В таком же ключе играет и фамилия героини, Петрова. Артистка Петрова, которую даже режиссер называет по привычке Ивановой. Вот эта предсказуемость образов и ситуаций, и есть на самом деле то, из-за чего фильм завоевывает зрителя с первых кадров. Это история, которая может произойти (и происходит) с каждым. Если это и ирония, то скорее уж самоирония над нашей с вами, а не над выдуманной жизнью. И это стоит того, что бы увидеть.

Если конечно не считать что в небольших эпизодических ролях снялись сразу четыре звезды: Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Александр Абдулов и Федор Бондарчук.

Вообще, весь фильм построен на безупречной актерской игре, благо, что, учитывая театральное прошлое сценария, ничем другим режиссер оперировать просто не мог. И здесь хочется верить каждой реплике, какой бы короткой и простой она ни была. Каждая разыгранная сцена, словно пинг-понг в исполнении настоящих мастеров. Только цель не выбить шарик, наоборот, продержать в игре как можно дольше. При распределении ролей Говорухин не пользовался каким-то особым правилом. Если Ефремов и Бондарчук вполне вписаны в свой обычный репертуар и играют скорее уж себя, то подчеркнуто скромный, немногословный Певцов, в роли «мужа подруги» (что уже само по себе «звание»), и простоватый до маргинальности Абдулов, в роли театрального электрика (что не делает его культурнее), удивляют самым неожиданным образом. Особенно в наше время, когда на создание образа, у режиссера нет ни времени, ни желания, а очень часто и просто таланта. Приятно увидеть маленькие, аккуратные шедевры актерской работы.

Поначалу трудно понять источник обаяния столь немудреной истории. Пока не видишь главного: причина убедительности фильма «Артистка» не только и не столько в актерском таланте, сколько в том, что актеры играют хорошо знакомую им жизнь: мир тетра и казенных коммуналок. И пусть последнее стремительно исчезает из нашей жизни, зато главный герой, играющий ученого-паразитолога, неожиданного получающего работу и лабораторию в Испании, примета скорее уж самого последнего времени. В результате перед нами вполне легкая и оптимистична история, не испорченная слишком уж радужным финалом и натянутым «женским счастьем». В жизни все непросто. Даже если тебе начинает очень везти.

Да, возможно Говорухин отстает от стремительно бегущего времени, не заботясь о «маркетинге», «позиционировании», «продвижении», «ориентировании продукта на активного зрителя» и прочих умных вещах из арсенала современных кинематографистов. Но этому есть уважительная причина: он снимает кино. А это требует много времени. Намного больше, чем «выстругивание» одинаковых историй про украденный чемодан с деньгами и «гламурных» олигархов.

Специально для filmz.ru

Отметить: О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка»)

Материалы по теме:

Боль как признак порядочности (Рецензия на фильм «Мне не больно») «Вас назовут истребителями морали. Но вы лишь открыватели самих себя».Фридрих Ницше
Каникулы Гоши (Рецензия на фильм «Все могут короли») «Все могут короли» Фильм Александра Черняева Россия, 2008— Это кабина лифта? — Это моя комната.Фильм «Римские каникулы»
Детки в клетке (Экспресс-рецензия на фильм «Индиго») «Индиго» Фильм Романа Прыгунова Россия, 2008«Детей, конечно, убивать нельзя. Но что-то с ними делать надо».Даниил Хармс
Комментировать: О актерах и артистках (Рецензия на фильм «Артистка»)