Оставь надежду… (Рецензия на фильм «Туман»)

Оставь надежду… (Рецензия на фильм «Туман»)

Оставь надежду… (Рецензия на фильм «Туман»)
Туман

«Туман»
Фильм Руперта Уэйнрайта.
The Fog, Канада, США, 2005

«Вы думаете, места в шлюпках будут распределены в соответствии со стоимостью билетов?»
Офицер тонущего «Титаника»

Очень грустно признавать, что 30 веков цивилизации есть не что иное, как попытка косметической операции на животной и эгоистичной натуре человека. Причем «животная» — это еще комплимент. Как нас не наряжай — в звериные шкуры, или страусинные перья, в шелк, бархат, сталь или кевлар, в рыцарские доспехи или космические скафандры — внутри неизменно оказывается одно и тоже: агрессивный испуганный зверек, готовый загрызть каждого, кто кажется ему опасным.

Благодушие и благородство посещает нас только в сопровождении сытости, безопасности и комфорта. Но стоит обстоятельствам изменится, и вековые наслоения этики и эстетики сползают с нас словно жир с тарелок в рекламе Фейри — легко и бесследно. Причем агрессивность сбивает нас в стаи, где убивают сообща, а спасается каждый самостоятельно. Если что-то мы и готовы принести в жертву — так это жизнь ближнего. И как раз жертв в фильме Фрэнка Дарабонта по рассказу Стивена Кинга «Туман» хоть отбавляй. Не все они во благо, очень немногое во искупление, но каждая является результатом проявлением подлинной человеческой натуры.

Вообще, ставить Кинга дело вполне благодарное: мало того, что он популярен и пишет книги сразу адаптированными для кинопостановки, он еще и никогда не сковывает себя жанровыми рамками. Ему в них откровенно тесно. Знаменитому писателю скучно писать книги о потусторонних монстрах, маньяках-убийцах или о привидениях «на крыльях ночи». Его нарочито незатейливые темы всегда содержат гораздо больше, чем просто триллер или готический роман, Кинга скорее интересуют страхи, реально живущие внутри человека, нежели созданные фантазией писателя, поэтому его произведения не только интересны зрителю, но и позволяют реализоваться режиссеру. Чем кинорежиссер Фрэнк Дарабонт и поспешил воспользоваться. Кажется, весьма успешно.

Завязка фильма напоминает сюжет не самой изощренной компьютерной игры: злые военные проводят опасные эксперименты, пытаясь проникнуть в иные, очевидно совершенно «параллельные» нашему миры: вселенные находящиеся где-то рядом, но пока недоступные. И как следовало ожидать, что-то у них идет не так. То есть как раз так: дырку в иное измерение они успешно проковыривают. Но то, что обнаруживается там, не может понравиться ни на первый, ни на любое количество последующих взглядов. Одним словом, на маленький провинциальный американский городок возле живописного горного озера, сползает подозрительный, совсем недобрый туман. В себе он скрывает еще более недобрые вещи, в чем и убеждаются люди, волею случая, осажденные туманом, внутри местного супермаркета…

Конечно, в том, что бы замкнуть некоторое количество персонажей внутри некого изолированного пространства, и путем изощренных испытаний устроить им настоящий социальный эксперимент, ничего оригинального нет — мы это видели сотни раз, от «Убийство в Восточном экспрессе» до «Титаника». Однако, дело не в самой идее, а в том, как блестяще она реализовано и у Кинга, и у авторов фильма.

Удивительно, но люди в фильме, оказываются намного занятнее всяческих монстров, намеренно рисуемых режиссером с налетом банальности и примитива. Сколько бы кошмарных химер не мелькало в кадре, внимание зрителя неизменно оказывается прикованным к поведению людей. Нас больше интересует страсти, разыгрывающиеся между персонажами, нежели чудища этих персонажей грызущие.

А посмотреть есть на что. Актеры создают не только впечатляющую галерею убедительных типажей, но и делают это мастерски, как только могут актеры второго эшелона, долгое время находящиеся в тени. А режиссер разворачивает перед нами подлинную кунсткамеру человеческих грехов — от трусости и гордыни, до кликушества и религиозного фанатизма. Вид обезумевшей от страха и агрессивности толпы, во главе с мисс Кармоди — женщины возомнившей себя пророком и судьей, в исполнении Марши Гэй Харден — один из самых сильных эпизодов фильма.

Добавьте к этому атмосферу не просто ужаса — чего только уже не насмотрелся современный зритель, того, кто видел Катеньку Пушкареву, просто так не напугаешь — а настоящее отчаянье, по своей мрачной безысходности вполне сравнимое с осознанием неизбежности смерти. Режиссер расправляется со всякой надеждою героев неспешно, по мере развития сюжета, но с решимостью налогового инспектора. Одну за другой обрубает он пути к спасению, и с каждой оборванной ниточкой зрительный зал становится тише и сосредоточеннее. Ведь так не бывает в голливудском блокбастере, верно? Должен же быть какой-то хэппи-енд? И зритель начинает увлеченно вычислять возможных выживших. А зря — все равно ошибется.

При всем этом, фильм наполнен какой-то отчаянной, почти кладбищенской иронией. Герои фильма ведут себя совершенно естественно, без излишнего пафоса и заламывания рук, как, наверное, и вели бы себя люди в подобной ситуации. «Я убил ее. — Да, спасибо», — подобными диалогами фильм напичкан в изобилии, и это несколько расслабляет зрителя. События фильма приобретает оттенок ирреальности, а это в свою очередь, как это не парадоксально, добавляет реализма происходящему. Как бы вы реагировали на зрелище гигантских щупалец с когтями, тянущихся к вам из тумана? Правильно — герои фильма реагируют точно так же. Поэтому зритель на просмотре фильма не перестает улыбаться и дурацки хихикать — смех, как известно лучшее лекарство от страха. И мы усиленно «лечимся», чтобы не высказать страха соседу по креслу, пока не добираемся до финала…

Потому что финал фильма столь неожидан и жесток, что становится настоящей пощечиной зрителю, настроившемуся на комфортное созерцание банального «ужастика», хрумкая попкорн и запивая остренькие впечатления пузырящейся колой. Причем, от внезапного «холодного душа» развязки не спасутся даже те, кто читал соответствующий рассказ Кинга. Финал, это то единственное, что авторы посчитали возможным изменить. Не скажу, что это сделало сюжет лучше или, наоборот, сильно нарушило изначальную кинговскую драматургию… Но то, что это финал шокирует, несомненно.

Это притом, что он полностью ожидаем и оправдан самим течением сюжета. Удивительно, но иногда даже банальность может оказаться сюрпризом. Просто так, видимо, устроен человек: есть вещи, в которые он не хочет верить, даже понимая их полную неизбежность. Особенно если эта неизбежность не сулит ничего жизнеутверждающего.

Впрочем, кажется, любая человеческая жизнь заканчивается не сильно оптимистично. Или вы давно не были на кладбище?

Отметить: Оставь надежду… (Рецензия на фильм «Туман»)

Материалы по теме:

К вопросу о цене… (Рецензия на фильм «Знаки») Не рекомендовано к чтению духовным лицам рангом ниже епископа.
Халк — семейные трусы (Рецензия на фильм «Халк») «Самое замечательное в науке — ее непонятность».Барон Мюнхаузен
Режь пока тепленький (Рецензия на фильм «Потрошители») Смысл любого искусства, смысл всех этих плясок, танцев, песнопений, цветных пятен и головокружительного видеомонтажа — ровно один: добиться внимания зрителя. Любой ценой. Иногда даже ценой прямого подкупа, но чаще всего способом менее финансово затратным: попыткой удивить.
Комментировать: Оставь надежду… (Рецензия на фильм «Туман»)