Политика соглашательства (Рецензия на фильм «Всегда говори — Да»)

Политика соглашательства (Рецензия на фильм «Всегда говори — Да»)

Политика соглашательства (Рецензия на фильм «Всегда говори — Да»)
Всегда говори Да

«Всегда говори — Да»
Фильм Пейтона Рида
Yes Man, США, 2008

«Мир — это детская площадка, просто с возрастом начинаешь об этом забывать».
Фраза из фильма

Всё стареет. И все стареют. Таков, увы, закон природы, и нечего предосудительного в этом нет. Более того, иногда можно встретить столь импозантных старушек и величавых старцев, что и смерть рядом с ними рыдает в бессилье, ибо понимает: и в гробу эти старички будут смотреться победителями. Не поддаться течению времени, это, прежде всего, осознавать, что оно, это течение, существует. Для актеров это, особенно, важно. Но, очевидно, не для Джима Керри.

В своем последнем фильме «Всегда говори «Да» он, кажется, вообразил себя снова Эйсом Вентурой. Однако порох остался только лишь в по-прежнему розовых ягодицах Джима…

Сюжет ленты напоминает своей легкой напыщенностью и упрямой нарочитостью проповедь заезжего евангелиста. Музыка народная, исполняет мегафон. Жил-был банковский клерк Карл. И все у него в жизни было плохо: его бросили жена и вкус к жизни, его преследовали рекламные агенты и ипохондрия, у него была скучная работа в отделе кредитов, и он никого не хотел видеть. Даже ближайших друзей. И всем, в разной последовательности и с разной интонацией, он говорил одно и то же: «нет».

А потом, по совету эпизодического, но очень старого знакомого, он, таки, пошел на проповедь заезжего евангелиста, узнал об истинной причине своих неудач и стал всем говорить «да». И все у него стало хорошо. Он летает на аэроплане, учит тайский и выпивает все, что льется в близлежащих барах. Даже то у него стало хорошо, что до этого было особенно плохо — личная жизнь.

А потом, девушка, на которой Карл уж было собрался жениться и при виде которой зрители уже пролили немало счастливых слез, внезапно и буквально сказала ему «нет». А конкретно: «А не слишком, милый, у нас все хорошо, и потом, ты ведь со мной только потому, что всегда говоришь «да»? И она покинула беднягу Карла.

И тогда он снова стал говорить «нет», и девушка вернулась к нему, и у него все стало еще лучше. Тут и сказочки конец.

Чувствуете в чем мораль? Нет? Не расстраивайтесь. Этого, наверное, не знает никто, в том числе и создатели фильма. Я нашел только одну мысль: если вы герой мелодраматической комедии, то у вас все будет хорошо. Ну, просто, по любому. Даже если вы будете совершать идиотские немотивированные поступки. И у всех вокруг все будет хорошо. Даже если они потеряют работу и заболеют раком.

Джим Керри для меня всегда был не просто хорошим комедийным актером, вечным дуроковалятелям, ожившим огородным пугалом из «Тупого и еще тупее». Мне казалось, что в нем есть нечто свыше прямолинейного кривляния частями фейс-лица и произнесения уматных скороговорок. Нечто большее. Может быть, даже настоящий драматический талант. И ведь я не просто так верил в это, ведь были же «Шоу Трумана», «Человек на луне», «Вечное сияние чистого разума»… Было… Но, все мы стареем…

Ах, да, я уже это, кажется, говорил.

Впрочем, и Джим Керри уже много чего говорил. Особенно на киноэкране. А то, что зритель увидел в кадрах фильма «Всегда говори «Да» он говорил особенно многократно. Обмотанная скотчем рожа, езда на скутере голым задом, пара музыкальных номеров, окружение совершенных дебилов, за исключением главной героини. И полное впечатление, что у кого-то закончились батарейки. Омолодила ли стареющего Керри бледная и несколько упрощенная копия «Лжец, лжец»? Вопрос, на который хочется ответить совсем не так, как значится в заглавии фильма.

То, что вышло — да и то, что задумывалось режиссером Петойном Ридом, автором «Развода по-американски» — это отчаянная мелодрама. То есть такая мелодрама, где счастливы все, включая бабу в парандже с иранского сайта знакомств и только что уволенного начальника Карла, которого тот подсидел, что очевидно особенно гомерически смешно. А главное мелодрама, где от романического напряжения экран аж звенит.

Из комедии в этом любвеобильном действе остается один лишь Джим Кэрри. А поскольку он же и есть главный герой-любовник, то налицо работа по совместительству. Увы, но от этой многостаночности никто не выигрывает. Ни комедия, не мелодрама, ни, тем паче, зритель.

Когда вы молоды, то вы можете делать любые глупости, не стесняясь, что вас не поймут. Когда вы молоды, вы много чего можете. А когда вы уже не молоды, но опытны и мудры, вы должны точно знать, что именно вы можете. Мне, почему-то, хотелось верить, что Джим Керри из породы опытных актеров.

Фильм категорично и исключительно предназначен для тех фанатов, кто способен отчаянно стареть вместе со своей звездой. Тем, кто легко и непринужденно примеряет трусики «танга» при весе 150 кг и в последней стадии целлюлита, а в 50 лет носит косуху или угрожает деревянным мечом владыке Мордора. Для тех, кому устроить в пенсионном возрасте, подобно одному из героев фильма, вечеринки в стиле Гарри Поттера, так же естественно, как занять очередь в собесе. То есть, тем, у кого мир — это всегда детская площадка и забывать об этом они не намеренны. Не знаю, может это даже и героизм.

А я говорю — «нет». Любите кино.

Отметить: Политика соглашательства (Рецензия на фильм «Всегда говори — Да»)

Материалы по теме:

Мамонты свободного мира (Экспресс-рецензия на фильм «10000 лет до н.э.») «10000 лет до н.э.» Фильм Роланда Эммерих 10000 B.C., США, 2008
О роли количества (Рецензия на фильм «Король Артур») «Не всякий капитан — исправник!»Козьма Прутков
Алмазные подвески прапорщика Задова (Рецензия на фильм «Возвращение мушкетеров») «Возвращение мушкетеров» Фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича Россия, 2009«Звучит нелепо...»Фраза из фильма
Комментировать: Политика соглашательства (Рецензия на фильм «Всегда говори — Да»)