Пять раз отмерь… (Рецензия на фильм «Пятое измерение»)

Пять раз отмерь… (Рецензия на фильм «Пятое измерение»)

Пять раз отмерь… (Рецензия на фильм «Пятое измерение»)
Пятое измерение

«Пятое измерение»
Фильм Пола МакГигана
Push, США, Канада, Великобритания, 2009

Со времен «Воспламеняющей взглядом», бедные мутанты мечутся по просторам киноэкранов, как поджаренные, в попытках ускользнуть от стад злых федеральных агентов. Агенты спят и видят, как сделать из одаренных неправильным генетическим кодом существ какое-нибудь эдакое супероружие.

Например, ацкий «передвигатель стаканов взглядом» или «угадыватель лотерейных билетов». Зачем это нужно самодурам от власти сказать сложно, но вот уже лет так эдак 50 кинематограф регулярно оплакивает тяжелую судьбу мутанта в человеческом обществе. И недостатка в новоиспеченных рыцарях телекинеза и телепатии не ощущается: пополнение прибывает регулярно, в пугающе растущем количестве. Не успел еще обсохнуть клюквенный сок на адамантиумыевых лезвиях Россомахи, а вот вам новые бойцы. В фильме Пола МакГигана «Push», который в нашем прокате совершенно мистически образом мутировал в «Пятое измерение», их, наверное, целый батальон.

Пересказывать сюжет фильма о мутантах и глупо и скучно. Это все равно, что пересказывать сюжет работы мясорубки: каждый раз одно и то же, а в результате все равно фарш. И в это раз, бедные, но очень хорошие паранормальные мальчики и девочки, бегают от очень плохих паранормальных мальчиков и девочек. Причины высказывались выше. Все вместе они результат нацистских (а кто бы сомневался) экспериментов, которые нацисты не завершили, а американские демократы довели до совершенства, придумав дьявольский наркотик, который усиливает необычные способности подопытных. Правда, последний эксперимент с наркотиком окончился плачевно: пациент бежал прямо из койки, прихватив с собой чемодан с этим дорогущим препаратом и скрылся в Гонконге. Теперь препарат ищут все: федералы из конспирированной организации «Дивижн», гонконговская паранормальная мафия (а есть и такая) и простые рядовые мутанты. Короче говоря, сюжета нет.

Впрочем, нонконформист МакГиган берет зрителя вовсе не сюжетом. И традиционно даже не звездным составом — из примелькавшихся, разве что, уже сильно повзрослевшая и впервые показавшаяся в кадре в стельку пьяной, Дакота Феннинг. Очевидно самым страшным для автора неряшливого до сознательной тошноты «Кислотного дома» и путанного до состояния пакли «Счастливого числа Слевина», было снять кино «как у людей». И он действительно снял его не как у людей, а как у Маккигана: ярко, индивидуально, на грани артхауза, со скачущей камерой, грязным выкрученном до максимума цветом, минимумом спецэффектов и какой никакой, но харизмой у главных героев.
Конечно же, воспитанный в кварталах депрессивной пролетарской Шотландии, Пол не мог снимать кино нигде в ином месте, как в Гонконге. Вышел маленький путеводитель по Китаю, «которого вы еще не видели». С крохотными грязными конурами мебелирашек, с почти физическим запахом громадных рыбных рынков, дешевыми закусочными и суетящимися в изобилии аутентичными гонконговскими маргиналами. Одним словом, в фильме есть все, что бы понять изнанку жизни в далекой стране. А мутанты… Да кому они вообще нужны кроме федеральных агентов?
Правда, наряду с очень атмосферным визуальным рядом, есть и очевидные «косяки». Неподецки напрягают орущие во все горло китайцы. Тут надо принять во внимание, что крик это у них оружие, а не драматургический прием. То есть кричат они не от экспрессии, как в отечественном кино, где все страсти решаются исключительно громким ором, а только с целью ухайдакать кого-нибудь в кадре. В принципе, взрывающиеся аквариумы, лопающиеся в них кровавыми облаками рыбы, взрывающиеся лампочки и витрины — все это выглядит весьма неплохо. Но вот сам вид кричащих китайцев, их, с позволения сказать, лица… Одним словом, когда в финале их всех поубивали (а поубивали в финале почти всех вообще) я вздохнул с облегчением.

Одним словом, если не заворачивать себе голову излишней фантастикой, кино у Маккигана вышло именно такое, какое от него и стоило ожидать: динамичное, необычное и мало похожее на серийную жанровую продукцию. Взявшись снимать кино с мизерным для научной фантастики бюджетом и явно повторным, конъюнктурным сюжетом режиссер встал на кривую дорожку ведущую прямо в бездну би-муви. И надо сказать, что Маккиган чуть в нее не въехал на всех парах. Стилизовав фильм под гонконговские боевики 90-х, напичкав китайским антуражем и снабдив в изобилии перестрелками он чуть не вывел «Пятое измерение» в подпространство «сразу ДВД», интересное разве что фанатам жанра.
Но что-то не сложилось. Пройдя по самому краю, и не избежав сюжетной путаницы (что, впрочем, чуть ли не фирменный знак МакГигана), режиссер все же снял занятное кино с вменяемыми персонажами и даже не без зрелищности. Да и персонажи вышли живописными, а главное очень живыми. А телекинетическая перестрелка с помощью летающих в воздухе пистолетов смело может быть записана в новинки жанра.
Вот такое кино

Отметить: Пять раз отмерь… (Рецензия на фильм «Пятое измерение»)

Материалы по теме:

Совпадения, или о пользе резонанса (Рецензия на фильм «Мертвец») «Никогда не путешествуйте с мертвецом».Уильям Блейк Так получилось, что в кино на этой неделе я не пошел.
Штрафной удар (Рецензия на фильм «Штрафбат») «Жил был царь… Или это был не царь?»Хрюша, «Спокойной ночи малыши»
Природа на отдыхе, или Не все то золото, что блестит (Рецензия на фильм «Золотой век») Золотой век, Россия, 2003 Реж. Илья Хотиненко В ролях Ольга Орлова, Гурий Атнев, Гоша Куценко, Виктор Сухоруков, Александр Баширов
Комментировать: Пять раз отмерь… (Рецензия на фильм «Пятое измерение»)