С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров»)

С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров»)

С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров»)
Война миров

«Смерть достаточно близка, что бы можно было не страшится жизни».
Фридрих Ницше

Человек смертен. Это аксиома. Но человек, так же, упрям, и поэтому не верит в эту аксиому до самого последнего своего вздоха. А еще, человек любопытен до такой степени, что готов проверять свою смертность бесконечно. То есть, до нее самой. До смерти.
И еще, человек бывает глуп.

А сочетание упрямства, любопытства и глупости приводят нас к началу нашего рассуждения: человек смертен.

Я, конечно, не уверен, но мне кажется именно об этом, думал Герберт Уэллс, когда в 1889 году издавал свой роман «Война миров». И уж точно, именно об этом думал режиссер Стивен Спилберг, когда задумывал экранизацию этого романа. Впрочем, началось все не совсем с книги. Началось с того, что Стивен Спилберг приобрел на аукционе копию радиопьесы 70-летней давности…

«Дамы и господа! Прослушайте последние известия. Странный объект упавший сегодня вечером возле Гровер-Милл, Нью-Джерси, не является метеоритом. Это летательный аппарат, внутри которого находятся живые существа. Предположительно это авангард армии с планеты Марс. Президент держит ситуацию под контролем».

Именно этими словами, 30 сентября 1938 года началась радиопостановка театра «Меркурий» на канале компании CBS. Результат превзошел все ожидания. Не то что бы артистам рукоплескали, но в полицейские участки всех штатов страны поступила более 400 тысяч звонков людей, которые «лично видели инопланетное вторжение». А в городе Провиденс, штат Род-Айленд, одна пожилая леди неоднократно требовала у местных властей отключить электроснабжение: может тогда инопланетяне не заметят, погруженный во мрак город и пролетят мимо Провиденса? И это притом, что постановка трижды(!) прерывалась сообщением: «Дамы и господа! Радиовещательная корпорация «Коламбия» и артисты театра «Меркурий» имеет честь представить вашему вниманию инсценировку романа Герберта Джорджа Уэллса «Война миров». Не слушали. Не до этого было.

Так или иначе, но постановка принесла роману грандиозную популярность, а жителей Америки, в очередной раз выставила идиотами. Хотя учитывая, что ровно через год разразилась Вторая Мировая, а еще че6рез 3 в Перл-Харбор прилетели узкоглазые инопланетяне с красными кругами на крыльях, доверчивость американцев можно понять: они услышали то, что давно ожидали услышать. То есть никакой фантастики.

Нет ее, этой самой фантастики, и в романе Уэллса. Вторая половина 19 века ознаменовалась рядом военных конфликтов: Крымская война, Гражданская война в Америке, Франко-Прусская война, колониальные войны в Африке и Индии, которые со всей ясностью показали, что в военных действиях больше нет разделения на солдат и мирное население, пожар конфликта охватывает всех в равной мере, а может быть даже на штатских ложится и большим грузом. Наступает новая эпоха, по настоящему массовых войн, предчувствие которой и выразил Герберт Джордж Уэллс в своем романе. В его книге война представляется не противоборством народов, противопоставлением характеров, поединком с непредсказуемым результатом. Нет. Это скорее стихийное бедствие, удар силы заведомо превосходящей силы человека. Отсюда и выбор врага, максимально абстрактный и отстраненный. Неистовство урагана, буйство наводнение, поступь неведомых человеку машин — треножников марсиан.

Роман Уэллса не ставил своей целью описать батальные сцены, их в книге крайне мало: умелый залп батареи королевской артиллерии, да храбрая атака эсминца ее Величества «Громобой». Да и они скорее дань вежливости, реверанс в сторону военных, вполне объяснимый в викторианской Англии. Ну, нельзя же было, в самом деле, написать, что армия Великобритании может перед кем-нибудь спасовать?

Армия и не пасовала, она проявила необходимую порцию храбрости и была уничтожена. Все остальное в романе — это рассказ о судьбе одного человека, свидетеля всех происшедших событий, Рея Ферье, простого лондонца, попавшего в самый водоворот трагических событий. Точнее его собственный рассказ об этих событиях.

Именно это Стивен Спилберг постарался сохранить в своей экранизации, несмотря на то, что изменил время и место действия романа: действие фильма происходит в Америке, и в наши дни. «Война Миров» это не батальное полотно, и не фантастический боевик, как этого ожидали малограмотные фанаты Уэллса, знающие книгу писателя в основном по скандальной радиопостановке. Это вполне камерная история о человеке, понявшем, что личная безопасность, и весь мировой порядок не являются столь уж непоколебимыми вещами. Это развенчивание мифа современного человека: от всего можно спрятаться за дверьми собственной квартиры, а подвал дома является самой совершенной в мире крепостью. Фильм, если хотите, реакция на события 11 сентября, недаром рефреном в фильме проходят слова, вложенные в уста различных персонажей: «Они все это время, миллионы лет, находились здесь! Они просто ждали…»

Спилберг ответил на самый распространенный вопрос обывателя: «Да что со мной может случиться?»
Да, все что угодно. Мир не сейф в швейцарском банке.

Отметить: С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров»)

Материалы по теме:

Особый вкус (Рецензия на фильм «Особое мнение») «Всякое убийство начинается с разговоров об убийстве».Агата Кристи У каждого жанра в кино есть вкус. Как у пива. Или мороженного. Кому, что ближе. Например, липкие, как ярмарочные леденцы индийские фильмы и мексиканские сериалы.
Любовь-капут (Рецензия на фильм «Любовь в большом городе») «Любовь в большом городе» Фильм Марюса Вайсберга Россия, 2009«Любовь у всех одна и та же. Результат разный».Вергилий«Я столько не выпью».Народная мудрость
Комментировать: С кем воевал Уэллс (Рецензия на фильм «Война миров»)