Сюжет Софокла: История Царя Эдипа

Сюжет Софокла: История Царя Эдипа

Сюжет Софокла: История Царя Эдипа
Сюжет Софокла: История Царя Эдипа

Людям надо говорить. Делиться историями. Без них многое не понятно.
«В жизни счастья достиг ли кто?», «О ком скала вещала в Дельфах?», «Ты привел меня, Рок мой, куда?» — опираясь только на себя, человек не в состоянии ответить на эти вопросы. Требуется что-то ещё — миф, литература… история (лат. historia, от др.-греч. ἱστορία «исследование; знание»).

Каждая история — единица знания. А единица подразумевает целое. Целое «есть то, что имеет начало, середину и конец» (если верить Аристотелю). «Начало — то, что само не следует по необходимости за другим, а, напротив, за ним существует нечто иное; конец — то, что само по необходимости или по обыкновению следует непременно за другим, после же него нет ничего другого; а середина — то, что и само следует за другим, и за ним другое».

Рождение, жизнь и смерть. Читаемая аналогия.

Мифы так и строились. Хронологически. «Илиада» и «Одиссея» Гомера тоже.

А «Царь Эдип» Софокла — нет.

Трагедия начинается с обращения Эдипа к жителям Фив:
О деда Кадма юные потомки!
Зачем сидите здесь у алтарей,
Держа в руках молитвенные ветви,
В то время как весь город фимиамом
Наполнен, и моленьями, и стоном?

«Город потрясён ужасной бурей», «зачахли в почве молодые всходы», «дети умирают в утробах матерей». Вся надежда на Эдипа — однажды он уже спас Фивы, избавив жителей от «дани той безжалостной вещунье» (крылатого чудовища) и теперь «лучший между смертными» пытается решить новую проблему. Он отправляет Креонта (брата жены) узнать у оракула, что посоветуют боги. Тот сообщает, что Лай (царствовавший до Эдипа) был убит и «и бог повелевает,/ кто б ни были они, отмстить убийцам». Герой решает «мстить за родину и бога». Для этого ему необходимо прояснить то, что он прожил.

Узнавание происходит последовательно — Эдип не верит Тиресию (слепому провидцу), подозревает Креонта, удивляется словам Иокасты (своей жены), поражается новостям Вестника из Коринфа (города, где он вырос) и принимает окончательное решение после встречи с Пастухом (бывшим слугой Лая).
Параллельно с этим, каждый из говорящих освещает для Эдипа частицу его прошлого. Внимание читателя путешествует по временам — значит, о хронологическом повествовании говорить не приходится (иначе бы Софокл показал сначала рождение Эдипа, потом его детство, затем путь и приход героя в Фивы…).
Но, если не хронос, то что подсказывало автору — с чего начать, чем продолжить и чем закончить свою трагедию?

Я думаю — идея (др.-греч. ἰδέα — видность, форма, прообраз).

По Платону, «если кто откажется допустить, что существуют идеи вещей, и не станет определять идеи каждой вещи в отдельности, то, не допуская постоянно тождественной себе идеи каждой из существующих вещей, он не найдет, куда направить свою мысль, и тем самым уничтожит всякую возможность рассуждения».

Отказавшись от хронологического повествования, Софокл не только создаёт то, что позже назовут «сюжетом», он делает качественный скачок для всей человеческой культуры — если до него был просто пересказ увиденного (или услышанного), то после — человечество знакомится с Историей, с продуманным повествованием, с авторским содержанием.

Предание об Эдипе встречается ещё у Гомера и киклических поэтов (за несколько веков до создания трагедии «Царь Эдип»), но только Софокл, как мне кажется, специально выстраивает своё произведение таким образом, чтобы донести что-то, кроме самого предания.

Не случайно трагедия начинается с того, что видит Эдип.

Не случайно слепой провидец Тиресий произносит: «Хоть зорок ты, а бед своих не видишь».

Не случайно Эдип в конце… Не случайно. Как и в любой Истории.

Эдип смог победить крылатое чудовище, ответив на его вопрос.

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.
.
Внемли на гибель себе, злоименная смерти певица,
Голосу речи моей, козней пределу твоих.
То существо — человек. Бессловесный и слабый младенец
Четвероногим ползет в первом году по земле.
.
Дни неудержно текут, наливается тело младое:
Вот уж двуногим идет поступью верною он.
Далее — старость приспеет, берет он и третью опору —
Посох надежный — и им стан свой поникший крепит.

Но, из-за своего неведения, ему пришлось пережить слишком многое, прежде чем ответить на вопрос: «А ты теперь готов поверить богу?..»

При этом, благодаря Софоклу, эта История живёт.

Живёт и нечто проясняет.

Когда ей делятся.

Отметить: Сюжет Софокла: История Царя Эдипа

Материалы по теме:

Сонет «По дороге в Загорск» (Осенняя дорога) В четвертьфинале «Голоса, Сезон 4» иеромонах Фотий исполнил сонет «По дороге в Загорск» (музыка А. Подболотова, стихи Е. Блажеевского). Этот сонет — магистрал, финальный 15-й сонет венка сонетов «Осенняя дорога».
Марина Цветаева «Сад» Смотрела вчера передачу про Цветаеву. Очень понравилось одно стихотворение. Но чтобы не скатиться до понимания его как повседневного обывательского нытья, стоит вкратце представить себе судьбу этой женщины.
200 («Двести лет вместе», Александр Солженицын) «Двести лет вместе (1795-1995)», А. И. Солженицын
Комментировать: Сюжет Софокла: История Царя Эдипа