Тело, как космическая шутка, или Эдди Мэрфи — человек-матрешка (Рецензия на фильм «Знакомьтесь: Дэйв»)

Тело, как космическая шутка, или Эдди Мэрфи — человек-матрешка (Рецензия на фильм «Знакомьтесь: Дэйв»)

Тело, как космическая шутка, или Эдди Мэрфи — человек-матрешка (Рецензия на фильм «Знакомьтесь: Дэйв»)
Знакомьтесь: Дэйв

«Знакомьтесь: Дэйв»
Фильм Брайана Роббинса
Meet Dave, США, 2008

«Эксперименты следует проводить на наименее ценных членах экипажа!»
Фильм «Эта веселая планета»

Помнит ли кто-нибудь музыкальную комедию 1973 года с Куравлевым, Крамаровым и Васильевой в главных ролях — «Эта веселая планета»? Про то, как компания рационализированных до отвращения инопланетян, питающихся таблетками, попадают на типичный для того времени новогодний карнавал, где советские физики и лирики, забыв разногласия, дружно распивают спиртные напитки и чирикают дурацкие песни под гитару?

Пораженные, то ли свойствами алкоголя, то ли текстами этих шедевральных куплетов «а-ля Митяев», инопланетяне в течении ночи «перековываются» из бессердечных прагматиков в крайне эмоциональных лириков. Ну, там, любовь, дружба, чувство юмора и прочая земная шелуха. Не помните? Зря. Если бы помнили, то говорить о фильме Брайна Роббинса «Знакомьтесь: Дэйв» не пришлось бы вообще. Ибо там все то же самое, за исключением двух несущественных деталей: мосфильмовские инопланетяне были нормальных размеров и прибыли на Землю в целях разведки, а голливудские являются лилипутами и прилетели, что бы злодейски забрать из земных океанов всю соль для нужд собственной умирающей планеты. Вместе с океанской водой разумеется.

Ну, и конечно Эдди Мерфи. В отечественном фильме Эдди Мерфи, разумеется, не было.

Со времен «Чокнутого профессора», где неистовый Эдди сыграл целую семью, включая бабушек и дедушек, актер из кожи вон лезет, точнее залезает во всевозможные гримы и маски, только бы доказать всем, что он способен на большее, нежели комедийный придурок из «48 часов». А зритель этого не замечает и требует опять придурка из «48 часов». А Мерфи упорно продолжает демонстрировать новые чудеса перевоплощения, пытаясь расширить свое актерское амплуа. Кого он только не играл: полицейских и бандитов, мужчин и женщин, стариков и молодых, и даже, отчасти, животных. Теперь он добрался до предметов неодушевленных. Или почти неодушевленных. До космических кораблей.

Все дело в том, что космические злодеи-лилипуты прилетели на землю на корабле замаскированном под человека. Конкретно, под капитана корабля, которого и играет Мерфи. Таким образом, актер играет самого себя, и самого себя в самом же себе. Такой себе человек и пароход. Космический. В этом и комедия. Ну, еще в том, как маленькие пришельцы, начисто лишенные эмоций и переживаний, прибыв в Нью-Йорк, очеловечились, перевоспитались, перевлюблялись и передумали губить Землю. Одним словом см. фильм «Эта веселая планета».

Вообще, в самой этой идее — в том, что инопланетяне обязательно будут роботоподобными сволочами, которых именно мы прекрасные и высокодуховные люди превратим в нормальных существ — есть нечто изначально дефективное. Какое-то раздутое самомнение. Да и вообще, чему мы можем научить бедных пришельцев? Игре на бирже? Гонкам офисных крыс? Лживой дипломатии? Ну, это, это вряд ли. И потом, нам что кроме как любовью и рок-н-роллом и гордится нечем?

Впрочем, гордится есть чем. Семейными ценностями, которые за прошедшие века хоть и поистерлись малехо, но еще пользуются спросом землян. А «Знакомьтесь: Дэйв» — картина до нарочитости семейная. В ней наличествует все, что бы дети ее внимательно смотрели, а у взрослых была возможность после сеанса поумничать перед отпрысками. Есть тинейджер, воспитываемый одинокой мамой, со всеми школьными трудностями в лице несправедливых и злых одноклассников, и гордящийся отцом, офицером ВМС США, «погибшим, спасая миллионы» — я не шучу, это цитата из фильма. Есть немного экшена cо стрельбой из бластера и пистолетов и подобием погони. Очень много мелодрамы, с вхлипываниями, обниманиями, целомудренными поцелуями и благородными поступками. И как это не удивительно, есть даже толика, очень выдержанного юмора:

— Я воспользовалась для поисков земной компанией Гугль.
— Это ерунда. Серьезная компания не может так называться. Есть альтернатива?
— Есть. Яху.
— ?!

Впрочем, не все так гламурно и гладко. На первый взгляд может показаться, что шутки с выскакивающими из ноздрей инопланетянами, а тем паче с выдачей двадцатидолларовых купюр и даже мелочи из задницы космического корабля, закамуфлированного под актера Эдди Мерфи, для семейной комедии явный перебор. Однако, помните ли вы себя в детском саде? Ну, а анекдоты, их еще принято называть детскими, которыми вы делились с «однополчанами» по горшку? Да это же оно и есть — самый что ни на есть незамутненный детсадовский юмор. Что и делает картину не просто детской, а диавольски детской. И вот тут Мерфи оказывается явно лишним.

То, что по замыслу продюсеров — а именно участие молодящейся звезды по имени Мэрфи — должно было стать главной фишкой ленты, оказалось на деле его самой ключевой слабостью. Играй эту роль актер поскромнее, фильм можно было бы списать в среднебюджетные семейные ленты без особых претензий, хотя вообще-то бюджет картины переваливает за 100 зеленых, как новогодняя елка лимонов. Просто диву даешься, куда их умудрились потратить. Но любого, кто клюнет на имя любимого комика, ждет жуткое разочарование. Мерфи очень старается: демонстрирует свою знаменитую мимику, использует все обаяние, на которое только способен, но, увы, перед нами не «Золотой ребенок», а обычная детская фантастика откуда-то из 70-х.

Остается все же констатировать — Эдди Мерфи стареет. Теперь уже буквально, старина взялся за тюзовские роли волшебников и «добрых молодцев». Само по себе это не страшно, с кем не бывает, мало кто из нас становится моложе, разве что незабвенная Любовь Марковна. Только вот стареть надо все же уметь. Пока из безусловных провалов за Мерфи числился лишь один — «Дом с привидениями», эдакий целлулоидный луна-парк, в котором вполне могли бы играть цыгане-гастарбайтеры, а не актеры звездного статуса. Но боюсь, теперь к этому списку прибавится еще одна проходная работа.

А все потому, что не надо менять амплуа. Любишь пошлость? Двусмысленные шутки и физиологический юмор? Не лезь в детское кино. Бери пример с Адама Сендлера. Вон, Джеймс Белуши тоже пытался перековаться в героя боевиков, и это чуть не кончилось для него катастрофой. Теперь, приходится доживать актерский век в телеситкомах и озвучивать мультики.

Так что, любите кино. И даже любите Эдди Мерфи. Все-таки он неплохой комедийный актер и не его вина, что он чуть-чуть отстал от поезда. С кем не бывает?

Отметить: Тело, как космическая шутка, или Эдди Мэрфи — человек-матрешка (Рецензия на фильм «Знакомьтесь: Дэйв»)

Материалы по теме:

Боль как признак порядочности (Рецензия на фильм «Мне не больно») «Вас назовут истребителями морали. Но вы лишь открыватели самих себя».Фридрих Ницше
Постаревшая сатира (Рецензия на фильм «Человек года») «У политиков и комиков есть много общего — и те и другие совершенно не хотят думать о последствиях».Ричард Никсон
Двойная судьба (Рецензия на фильм «Отступники») «У каждого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и то, которое он дает себе сам. Второе намного более важное».Ф.М. Достоевский
Комментировать: Тело, как космическая шутка, или Эдди Мэрфи — человек-матрешка (Рецензия на фильм «Знакомьтесь: Дэйв»)