Верность традиции (Рецензия на фильм «Завет»)

Верность традиции (Рецензия на фильм «Завет»)

Верность традиции (Рецензия на фильм «Завет»)
Завет

«Завет»
Фильм Эмира Кустурицы.
Завет, Zavet (серб.), Promets-moi (фр.),
Сербия, Франция, 2007

«Хочешь жениться — иди в гусары».
Козьма Прутков

От любви до ненависти, как известно, один шаг, причем кинокритики делают его со сверхсветовой скоростью. А в отношении любимца публики и критики Эмиля Кустурицы, этот шаг уже, похоже, сделан. Кем только не называли веселого серба на разных этапах его творчества, каких только титулов он не удостаивался!

Помпезным «Режиссер ХХI века» критики наградили Кустурицу за первую его картину «Помнишь ли Долли Белл?». «Надеждой европейского кинематографа» назвали после Золотой пальмовой ветви Канн за фильм «Папа в командировке», «балканским Феллини» после «Времени цыган», а «балканским Тарковским» после «Подполья». Подкрепив это второй Пальмовой ветвью.

Но теперь его называют не иначе как «старым соломенным чучелом, вместо режиссера».

И ведь что интересно — все это за одно и тоже. За фантасмагорические полусказки-полупритчи, полные ярмарочной буффонады и какой-то, поистине славянской, отчаянности. Которые неизменно пользуются успехом у публики.

Но критики продолжают твердить: «набитое соломой чучело, вместо Кустурицы, не престает прокручивать старую запиленную пластинку».

А зрителям нравится. Потому что, на самом деле, это не что иное, как верность себе. Кустурица следует одному ему известному обещанию. Завету, который он дал зрителю с первых кадров своего творчества, — рассказать всю правду жизни. Вот ни больше и ни меньше.

А ведь жизнь за последние 4 тысяч лет (если верить Гомеру) существенно не изменилась. Почему же должно измениться творчество Кустурицы?

Кстати о завете, именно так — «Завет» — и называется последняя картина «балканского чучела, вместо режиссера». Которое, как выясняется, вовсе кино снимать не разучилось, и снимает его много лучше некоторых «гениев, вместо режиссеров».

Нет, оно конечно, искушенный зритель, особенно уже хорошо знакомый с творчеством Кустурицы, ничего нового для себя в фильме «Завет» не найдет. Ну, может быть, кроме бассейна полного спелых, крепких яблок и коровы. Не то что бы раньше коровы в фильмах режиссера не встречались, но никогда еще корова не играла почти что главную роль. Все же остальное — привычный набор знаменитого серба: слегка клоунские бандиты, долгоногие славянские красавицы, патриархальная провинция и сумасшедшие города. Ну и свадьбы с похоронами — куда же без них?

Из-за коровы-то все и произошло. Точнее, из-за дедушки, которому принадлежала упомянутая корова. Точнее из-за внука дедушки Цане, которому предстояло далекое путешествие с вышеназванной коровой. Кроме коровы у дедушки были: яблочный сад, красивая соседка — местная учительница — и горячее желание обеспечить будущее внука. Решив, что земная жизнь подходит к концу, дед вручил внуку корову и отправил его в город с наказом — продать животное и найти себе невесту. Понятно, что и то, и другое без эксцессов не обойдется.

Кустурица и на этот раз завет выполнил — этот его фильм с полным правом можно опять назвать цыганщиной. А уж комплимент это или хула, решать вам. До сих пор решение было в пользу режиссера, и пока ничто не говорит о том, что зритель Кустурице изменит. Публике нравится его дурашливая манера о самых серьезных вещах говорить с неизменным сарказмом. Может только так и становится возможным говорить «о вечном». Ну не с пафосностью же Библии, в самом деле?

Кое в чем метр все же удивил. Явный антисоветский пафос «Подполья» сменяется в «Завете» на не менее нарядную, но, тем не менее, дулю в сторону Евросоюза и «западных духовных ценностей». Приправляется это неким реверансом «большому Брату», то есть нам с вами. Одна из главных героинь — учительница русского языка. Главный герой, вполне сознательный подросток сербской национальности Цане, — ее ученик. И михалковское державное творение — российский гимн, исполняемое с экрана телевизора, — Цане слушает стоя. В этом можно было бы увидеть вечное ерничанье певца балканского абсурда, если бы идея славянского единения, столь внезапно всплывшее в фильме «Завет», не шла из самых глубоких недр режиссерской души. Да так шла, можно сказать, перла, что на закрытии 29-й Московского кинофестиваля, который открывался как раз фильмом «Завет», Кустурица публично назвал сына «советского гимнотворца» Никиту Сергеевича «братушкой».

Я ему это простил. Пока.

Но в целом фильм Кустурицы — это все тот же рассказ «за жизнь»: дом там, где твоя семья. А искать семью не стоит вдали от дома. Кто сказал, что понять это очень сложно? Вовсе нет, это довольно-таки банальная истина, которая лежит прямо на поверхности, на самой, можно сказать, корочке нашего бытия. И ее знаю все. Вот только понимают не многие. А, не понимая, тут же забывают.

Хорошо, что есть Кустурица, который не боится говорить банальные вещи. Что бы нам о них вовремя напомнить.

Отметить: Верность традиции (Рецензия на фильм «Завет»)

Материалы по теме:

Доказательство жанра (Рецензия на фильм «Грайндхаус. Доказательство смерти») «Насилие в кино — такая же банальность, как то, что мы дышим воздухом. Я вырос на фильмах ужасов, теперь сам снимаю ужасы. И забудьте наконец о Фрейде…»Квентин Тарантино
Ожерелье (Рецензия на фильм «История с ожерельем») «Не все золото…, встречаются и другие металлы».Д.И. Менделеев
Апокалипсис в отдельно взятом фильме (Отзыв о фильме «Код апокалипсиса») Все уже давно поняли, что мне приходится периодически смотреть всякую дрянь. Ну, не то что бы поняли, а так выходит. Если все это почитать. То что я написал. Но не все знают, сколько всякой дряни мне приходится смотреть, про которую и написать нечего. А люди могут ошибиться.
Комментировать: Верность традиции (Рецензия на фильм «Завет»)