Волны и пушки (Рецензия на фильм «Хозяин морей»)

Волны и пушки (Рецензия на фильм «Хозяин морей»)

Волны и пушки (Рецензия на фильм «Хозяин морей»)
Хозяин морей

«Матросы! Англия надеется, что каждый из вас выполнит свой долг до конца».
Адмирал Нельсон, перед началом Трафальгарской битвы, принесшей Англии победу и стоявшая адмиралу жизни

Изломанная волнами, бесконечная плоскость океана, тонкая размытая линия горизонта и время, такое же медленное, как эти неуклюжие волны, такое же ленивое и неровное, то медленно оседающее утренними вахтами, разбитыми получасовыми склянками, то вдруг бросающееся прямо под форштевень авралами и побудками. И ожидание. Ожидание, когда заступишь на вахту, ожидание, когда сменят, ожидание ветра, и ожидание солнца. Но главное — ожидание земли. Никто не любит землю, так как моряки. Так сильно, что не могут выносить ее в больших количествах, и не успеют ступить на сушу, как опять спешат обратно в океан, что бы снова до рези в глазах высматривать на горизонте вожделенную полоску земли.
«Хозяин морей» — это сага о нелегкой морской службе.

О том времени, когда еще никто не догадался загнать бедных лошадей в медные котлы и стальные цилиндры, а парус был единственной надеждой моряка, когда руки были крепче канатов, а храбрость единственным способом выжить. Это не романтическая история волнующих приключений, а полный не очень симпатичных деталей рассказ о времни парусных судов.

Эпоха наполеоновских войн. Британия и Франция меряются силами за морское владычество. Франция пытается задушить Англию морской блокадой с помощью одиноких крейсеров топящих каждого купца не под французским флагом. Интересная деталь: именно отказ Александра I соблюдать условия блокады Англии, что предписывалось условиями Тильзитского мира, стал формальным поводом к войне и прологом Бородинской битвы и поражения Наполеона в России. Но это в будущем, а пока капитан небольшого корвета, в исполнении бывшего «гладиатора», а ныне офицера ее величества Рассела Кроу, получает приказ перехватить французский капер, то есть полувоенный, полупиратский корабль, нападающий на все торговые суда идущие в направлении Британских островов. Все бы хорошо, но вот беда: капер оказывается здоровенным французским фрегатом, превосходящим корабль англичан по всем статьям. Мало этого, их первая встреча дала французам немалую фору: воспользовавшись туманом, фрегат подобрался к английскому корвету и первым обрушил на него всю мощь своих 24-х фунтовых пушек. Но капитан англичан не из тех парней, кто выходит из боя только потому, что враг сильнее. У настоящего солдата есть только одна причина прекратить сражение — смерть! И началась полная драматических поворотов и неожиданностей погоня длиною в два океана.

В сущности, перед нами парафраз Мелвилловского «Моби Дика», только вместо легендарного Белого Кита, противником английского капитана стал французский корабль, а точнее его капитан, человек также храбрый и отчаянный. Они бросили вызов судьбе и случаю, они вступили в поединок, что бы узнать кто сильнее, а судьей выбрали безжалостный океан. Это справедливый судья, ибо он не знает пристрастий, ему все равно, кто победит, а при возможности он готов расправится и с победителем.

Что современное кино может показать то, чего никогда не было и не может быть мы уже, спасибо «Матрице», знаем. Теперь, похоже, наступают времена, когда кинематограф в мельчайших деталях может воспроизвести обстоятельства того, что мы иначе никогда бы не увидели: наше прошлое, нашу историю. Именно этим, реалистичностью и количеством правдоподобных деталей, поражает «Хозяин морей». Кажется, что соленные брызги долетают до последнего ряда, а после сцены жестокого шторма, чувствуешь почти физическую усталость.

И еще, это кино не только про пушки. Это кино о чудесном времени открытий и исследований, времени, когда любой клочок суши встреченный в океане мог оказаться землей, где еще никогда не ступала нога белого человека, и эта земля была полна неизвестными европейским ученым формами жизни. Лучший друг английского капитана военный врач корвета. Но он еще и ученый: ботаник, биолог, и важнее всех войн на свете ему кажется какая-нибудь неизвестная букашка или ящерица. И отвага ученого порой не уступает отваге солдата.

Боже, какие все-таки были времена, времена, когда любой, кто не ленив и не туп как полинезийская пробка, мог стать первооткрывателем и записать свое имя если не в историю, то хотя бы на географическую карту. Ну, например, как звучит: пролив Лаперуза, мыс Дежнева, острова капитана Кука!
Хм, хотя последний пример мне что-то не очень нравится…

Отметить: Волны и пушки (Рецензия на фильм «Хозяин морей»)

Материалы по теме:

Спиритизм как искусство (Рецензия на фильм «Призрак оперы») Истинному ценителю музыки («Рамштайн» кто попало не слушает!) и по совместительству моему другу Буху посвящается.
Фильм для микробов (Рецензия на фильм «Параграф 78») «Киса, как микробиолог микробиологу — вы знаете, что такое микроб?»Почти что фраза из фильма
Индивидуальность «Официанта не замечают не потому что он прячется, а потому что он всегда на виду».Максим Гайяр, основатель ресторана «Максим»
Комментировать: Волны и пушки (Рецензия на фильм «Хозяин морей»)