Враг (Рецензия на фильм «Кочевник»)

Враг (Рецензия на фильм «Кочевник»)

Враг (Рецензия на фильм «Кочевник»)
Кочевник

«Враг вероломно сбил наши бомбардировщики, мирно бомбившие его города».
Французский памфлет на немецкую прессу времен 1-ой мировой войны

Есть два способа победить врага на поле сражения. Первый, это, проявив храбрость и способность к самопожертвованию, объединенными усилиями нации, мобилизуя все силы и средства, невзирая на кровь и разрушения, одолеть супостата в честном или не очень бою. Очень непопулярный метод. Трудный, грязный, дорогой… И потом, вообще непонятно как дело повернется. Никаких гарантий.

Гораздо привлекательней и главное безопаснее, провести венную кампанию, как бог на душу положит, а уже потом, невзирая на полученный результат, сочинить добротный миф «о выигранной войне и героических деяниях». Так, например, Наполеон, выиграл египетскую компанию. То есть он ее, конечно, в чистую проиграл, но французы, читающие французские газеты, были уверены, что выиграл. Даже трофейную египетскую стелу по этому поводу в центре Парижа поставили.

А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вместо сцены в честь победы над Джунгарией снял фильм «Кочевник», и это впечатляет не меньше египетской стелы. Во-первых, потому что никакой Джунгарии казахи никогда не побеждали, а победили их ханы Коканда и Китайская империя династии Цинь. Но теперь-то какое до них кому дело, особенно учитывая, что случилось это почти 300 лет назад?

Вот и получается, что казахи теперь герои. А геройствовать надо было тогда, 300 лет назад.

Но вернемся к фильму. Гигантское эпическое и героическое полотно, из жизни казахов рубежа 17-18 столетий, должно было по замыслу президента Назарбаева стать «настоящим национальным проектом по единению казахской нации». Остался за кадром только один вопрос: почему объединяться казахи должны за счет бедных калмыков, а именно они являются прямыми потомками джунгар? Впрочем, война есть война, и она без потерь не бывает. А в том, что этот космических размеров «исторический боевик» имеет для Казахстана масштаб небольшой войны, сомневаться не приходиться: проект обошелся казахским нефтяным магнатом, «совершенно добровольно» согласившимся поучаствовать в этой кинозабаве, ни много, ни мало, а в 40 миллионов долларов.

Дальше больше: мало того, что кино получилось явно великоватым для масштабов такой страны как Казахстан, так еще и казахов в ленте, почти нет. Во всяком случае, на главных ролях. Все вплоть до осветителей и декораторов, сплошь интернациональная команда, большей частью из Америки и старушки Европы. Сами же казахские герои, или как он сами себя называли — батыры — имеют на удивление знакомые гавайско-китайско-мексиканские рожи. Правда, гаваец Марк Дакаскос и американец с гавайско-китайскими корнями Джейсон Скотт Ли вполне убедительно справились со своими ролями — джунгарского военачальника Шарыша и казахского степного мудреца Ораза соответственно, а вот латиноамериканская сторона начисто завалила собственную часть проекта. Мексиканец Куно Беккер, играющий батыра Мансура, и звезда обеих частей «Хостела» (включая и ту, что сейчас снимается) калифорнийский латино Джей Эрнандес, играющий его названого брата Ерали, не только слабо напоминают казахов, в лучшем случае походят на продукт смешения кровей, но и разительно отличаются от казахов ментальностью: манерой речи, образом сознания, походкой и т. д.

Не смотря на то, что авторское казахское кино, представляет определенный интерес, своей самобытностью и ярким стилем, в одиночку столь масштабную для данного региона постановку местные самородки вряд ли бы осилили, поэтому на горизонте появились два американских режиссера — чех Иван Пассер (между прочим, автор фильма о Сталине) и русский Сергей Бодров, для которого «Кочевник» послужил своего рода генеральной репетицией «Монгола» (то есть сначала, с сентября 2004 года, снимал Пассер, но в ноябре грянули холода, начали замерзать лошади, съемочная группа прибегла к традиционным методам согревания организма, и в итоге из 40 миллионов долларов к концу зимы осталось только 3 миллиона, после чего и был приглашен Бодров). Продюсером фильма стал, кстати, Милош Фораман, который в представлении вряд ли нуждается.

Получилось ли у столь многонациональной команды воспеть достоинства одной нации? Я бы сказал с треском. Беда фильма, прежде всего, в том, что, будучи классическим мифом по своей сути, он из кожи вон лезет, чтобы быть «историческим». В результате, милые, добрые, человеколюбивые казахи, подвергаються нападкам, мало того, что жестоких и кровожадных, так еще и уродливых, подлых, кривоногих, и главное абсолютно неумелых в военном отношении джунгарцев. Тех самых джунгарцев, или западносибирских монголов, представляющих из себя один из улусов Золотой Орды, который действительно делали набеги на казахов, но, как правило, легко противостояли последним, уступая в численности в 2-3 раза. Одним словом, сказка по сути и по форме, очевидно должна быть сказкой. Как в китайских фильмах. Оно — конечно, прыгающие по крышам герои с мечами уже поднадоели, но они, по крайней мере, не претендуют на реальность.

Одно радует: калмыкам на этот опус похоже наплевать.

Отметить: Враг (Рецензия на фильм «Кочевник»)

Материалы по теме:

Белые начинают, черные, как всегда. Или шоу конец! (Рецензия на фильм «Шоу начинается») «Земля и небо, лед и пламень…»Наше Всё Что получится, если совместить несовместимое? Как показал опыт, ни фига хорошего. А жаль. Начало было многообещающим. Называлось: «Шоу начинается».
Полиция Майами. Все ушли на фронт… (Рецензия на фильм «Полиция Майами. Отдел нравов») «Лучшую операцию против наркотиков, ЦРУ провела в Колумбии в конце 70-х. Все было сделано очень натурально: агенты выгладили как наркомафия, делали все как наркомафия, торговали наркотиками как наркомафия, а впоследствии и сели в тюрьму как наркомафия.
Любовь на микросхемах (Рецензия на фильм «Валл·И») «Валл·И» Фильм Эндрю Стэнтона Wall·E, США, 2008«Влюбленным не нужно слов. Более того, вот слова-то как раз и приводят потом к скандалам».Оноре Бальзак
Комментировать: Враг (Рецензия на фильм «Кочевник»)