Враги сожгли родную хату (Рецензия на фильм «Во имя короля. История осады подземелья»)

Враги сожгли родную хату (Рецензия на фильм «Во имя короля. История осады подземелья»)

Враги сожгли родную хату (Рецензия на фильм «Во имя короля. История осады подземелья»)
Во имя короля. История осады подземелья

«Я знала, что так и будет».
Реплика из фильма

Вообще эта рецензия могла бы выглядеть так: Уве Болл. И всё. Разве надо ещё что-то говорить? Это как с «гитлерами-сталинами» и прочими «пиночетами»: давно уже не имена, а оценки. Но, во-первых, как широко известно, краткость — мачеха гонорара, а во-вторых, сам Уве известен ещё не настолько широко. Слава Богу. Это почти невероятно, но возможно. Поэтому, боюсь, без спуска в подземелья «во имя короля» не обойтись. Но начнём с поверхности. То есть с самого начала.

Как я уже говорил, в Голливуде дефицит сюжетов. Одна за другой, не торопясь, в приёмные голливудских продюсеров следуют компьютерные игры, чтобы обрести вторую жизнь на съёмочных площадках. Именно на них современные режиссёры «точат зуб» с особым аппетитом, в предвкушении огромной кассы фанатов и непыльных сценариев без особых заморочек. Наиболее культовые хиты уже получили (с переменным, надо сказать, успехом) целлулоидное воплощение: «Мортал комбат», «Резидент евил», «Томб райдер», «Дум» — прецедентов хватает. Теперь дошла очередь и до игр второй свежести.

«Осада подземелья» (или «Дэнжн сиедж») — еще один клон знаменитого «Диабло», вышедший из адских глубин компании «Microsoft». Как видим чертей хватает. А там где черти, там непременно Уве Болл, звезда Би-муви, самый трешевый режиссер современности, человек — помойное ведро, который еще раз блестяще подтвердил свою репутацию, выпустив на экраны свежеутилизированный фильм «Во имя короля: История осады подземелья». Правда, на это раз он обзавелся целым легионом звезд: Джейсон Стэтам, Рэй Лиотта, Берт Рейнолдс, Рон Перлман. Но вот помогло ли оно ему? Посмотрим.

Поскольку перед нами экранизация компьютерной игры, то и судить её надо так же. Итак, по порядку: визуализация. Унылая серо-зелёная паста, размазанная в кадре, очевидно должна была символизировать все ужасы, павшие на головы бедных жителей королевства Эбб. На самом деле вся эта роскошь падает на головы не менее бедных зрителей, убаюкивая их почти телевизионной серостью, причём до такой степени, что кажется, мы смотрим документальный фильм из жизни канадских медведей.

Прибавьте к этому по-ученически старательные попытки подражать пиджеевской (Питер Джексон, режиссер «Властелина Колец») манере эпического пейзажа, знакомой нам по эпосу «ВК». Но в этот раз камера даже не пытается скрыть своего местонахождения в качающемся лоне вертолёта, а в кадр то и дело лезут какие-то индустриальные сваи и недокопанные котлованы. Всё это дополняется живой натурой: тут и там бродят живописные пейзане, одетые в обноски сериалов «Геркулес» и «Зина, королева воинов», светлые воители в перекрашенных шлемах из «Звёздных войн» и настоящие звёзды этого фильма, милые зверьки, а по совместительству ужасные монстры в латах из папье-маше, времен «Конана-варвара». Зовут их не то фрэги, не то крэки, но это не важно, потому что на самом деле их никто никуда не зовет.

Это персонифицированное зло, то тут, то там неторопливо ковыляющее по своим злодейским делам, столь бедолажно на вид, что невольно начинаешь думать о создании общества их защиты. Поверхностный анализ пластики этих бедолаг показывает, что внутри картонных костюмов содержатся безобидные орангутанги. Убиваются они, как и следовало ожидать, с первого удара и в огромном количестве. Почему они угрожали королевству Эбб — так и остаётся загадкой.

Одним словом: графика — «Спектрум», 1987 год.

Далее геймплей, он же сюжет. Плохие приходят — грабят, хорошие приходят — забирают в солдаты. Фильм же начинается с производственных будней.

Главный герой фермер по прозвищу Фермер (отдельная находка сценариста, круче будет только милиционер по прозвищу Мент), как и положено фермеру выращивает не то брюкву, не то репку, но кошек-внучек не зовёт, а обходится помощью сына. Весь пролог фильма посвящен описанию тяжелой, но трогательно милой жизни крестьянства королевства Эбб, расположенного, судя по всему, на скалистых берегах западной оконечности Англии. Но где-то на 10 минуте, без объявления войны, мирная жизнь прерывается. После набега злобных на вид и беспомощных на ощупь фрэгов Фермер теряет значительное количество родственников, в частности сына, убитыми, а жену угнанной в плен. Делать нечего, по законам жанра надо то ли мстить, то ли кого-то спасать. Что и делается незамедлительно.

В это же время светлый маг соперничает с тёмным магом, который попутно соблазняет дочь первого, и собирается завладеть троном с помощью королевского племянника. Или наоборот: племянник мечтает завладеть королевством с помощью мага? В принципе это опять же не важно, в этом фильме все чем-то собираются завладеть. Хождения главных героев за три моря перемежаются странно-откровенными дворцовыми интригами и сражениями, целиком стянутыми из уже упомянутого «Властелина колец». Теракты против гражданского населения, и боевые вылазки против королевской армии занимают основную массу экранного времени, и больше всего эта магически-средневековая вакханалия напоминает мероприятие «хэллоин» в провинциальной школе: цель не напугать, а заработать печенье. Печенье — это максимум чего стоит это фильм. На большее не соглашайтесь.

Итог: оценочная шкала сюжета находится где-то в области мнимых чисел. Сразу после игры в классики, но гораздо лучше перетягивания каната.

Но, несмотря ни на что, мне хотелось бы адресовать Уве Боллу отдельный респект. За умение работать с актёрами. Точнее за умение ими повелевать. Только невероятно мощной лидерской харизмой режиссёра я могу объяснить тот факт, что даже столь опытные актеры как Рэй Лиотта или Бёрт Рейнолдс произносят столь чудовищно патетические речи, разыгрывают немотивированные страсти и выдают реплики без малейшего намека на то, что они их вообще понимают. А вот то, что они при этом произносят, достойно отдельного описания.

Диалоги, монологи и прочие «логи» фильма, это нечто способное убить своей философичной глубиной пару кафедр МГУ, включая профессорский состав. «Мудрость — это гвозди, а предвиденье — молоток!» — говорит своему свежеприобрётенному сыну умирающий король. Эта поражающая своей умственной мощью метафора настолько впечатляет, что ощущение молотка в голове еще долго не отпускает зрителя.

Далее умирающий король не находит ничего лучшего, как обсуждать с безутешным сыном особенности агротехнических технологий прибрежного растениеводства. Затем король произносит трёхступенчатую философскую конструкцию, фразу, запомнить которую не смог бы и тренированный шпион, и выясняется, что его сын, тот самый Фермер, с которым они расстались в трёхлетнем возрасте, помнит её до сих пор! Вот отца он не помнит и не признаёт, а чудовищный текст из бульварного фэнтези запоминает целыми абзацами.

Когда же король, наконец, отходит в мир иной, следует душераздирающая сцена вселенского горя. Вы можете представить себе выражение лица Стэйтама — если бы при нулевом счёте «Реал» забил бы гол «Манчестеру» за секунду до финальной сирены? Это действительно страшно.

Наконец, чтобы уж точно заставить зрителя умереть с открытым от удивления ртом, старина Уве не нашёл ничего лучшего, чем покадрово слизать из «Матрицы» финальное сражение Фермера со злобным магом. Здесь всё: динамический стопкадр с облётом камеры, полёты в позе Христа с поджатой кокетливо ножкой, уклонения от ударов в глубоком обратном прогибе… Но есть кое-что и оригинальное. Для пущей надежности маг решает уделать Фермера вихрем из тяжеленных старинных фолиантов собственной библиотеки. Видит бог, это верное решение! Только книги ещё способны по-настоящему напугать старика Стэйтама!

В общем и целом, Болла можно в очередной раз поздравить: создана настоящая энциклопедия штампов «би-муви» со всего света. В фильме есть всё: ниндзи из китайских боевиков, скачущие по деревьям, потоки мелодраматических слёз обнимающихся родственников из индийских мелодрам, спецэффекты американского телевидения, откуда-то из 60-х, декорации и грим «Узбек-фильма». Есть ещё оригинальный монтаж самого Болла, в котором планы могут повторяться или мелькать совершенно случайным образом.

И, тем не менее, бюджеты картин Уве Болла возрастают. В его фильмах появляются звёзды. И ничто не говорит о том, что этот человек собирается останавливаться. А дело всё в том, что Болл — идеальный персонаж мюзикла «Продюсеры»: если кино провально даже внешне — кто будет спрашивать отчёта за израсходованные деньги?

Уве Болл возвёл уродство в культ, культ такой искренней силы, что его явно ждут лавры Эда Вуда. Поверьте, зритель ещё будет трогательно всхлипывать, вспоминая умильно-наивные движущие картинки гения всех времен. Если Эйзенштейн своей манерой монтажа сдвинул кинематограф с мёртвой точки, то Уве Болл задвинул его обратно, во времена «Прибытия поезда». А это под силу далеко не каждому.

После всего сказанного, у меня остаётся только одна просьба: Уве Болл не единственный режиссёр на планете. Так что, ради Бога, несмотря ни на что, любите кино. Оно не виновато.

Отметить: Враги сожгли родную хату (Рецензия на фильм «Во имя короля. История осады подземелья»)

Материалы по теме:

А поговорить? (Рецензия на фильм «Слова-убийцы») Слова-убийцы Palabras encadenadas Испания, 2003 Реж. Лаура Манья В ролях Дарио Грандинетти, Гойя Толедо, Фернандо Гуиллен, Эрик Боникатто
Бдыщ-щ-щ, или корень квадратный из двух (Рецензия на фильм «Матрица») «Не дай вам бог увидеть американскую Матрицу, бессмысленную и беспощадную…»Кажется Пушкин, и кажется о чем-то другом
Апрельские тезисы. Из жизни «гладиатора» (Рецензия на фильм «Гладиатор») «Гладиатор» Фильм Ридли Скотта Gladiator, США, Великобритания, 2000«Нет таких крепостей, которые не могли бы взять демократы».Авраам Вашингтон, из выступления на II съезде какой-то партии в Катманду
Комментировать: Враги сожгли родную хату (Рецензия на фильм «Во имя короля. История осады подземелья»)