Всё где и всё когда

Всё где и всё когда

Всё где и всё когда
Всё где и всё когда

Написанная в популярном в Средние века жанре «видения», «Божественная Комедия» подводит итог Средневековой культуре и открывает литературу Нового времени, в которой на первое место выходит личность Автора.

«Земную жизнь пройдя до половины / Я очутился в сумрачном лесу» — путь Данте-героя это во многом путь Данте-автора.
Хотя женщины Равенны искренне верили в то, что Данте действительно побывал в загробном мире (и даже видели отсветы адского пламени на его плаще), «Божественная комедия» — это художественное произведении.
А оно, по убеждениям Данте, должно иметь четыре уровня смысла — буквальный, аллегорический (показать связь между грехом и наказанием, добродетельным поступком и формой заслуженного блаженства), моральный (вывести людей из состояния греха и открыть им путь к истине) и анагогический, или сверхсмысл (приблизиться к каким-то высшим тайнам жизни, поставить вопросы, на которые трудно найти рациональные ответы).

При этом рацио играет для Данте не последнюю роль. Не случайно в его книги три части. Это число символизирует Троицу, Духовность. «Три» для Данте — это вертикальное, небесное число.
В отличие от «четырёх» — горизонтального и земного (четыре стороны света).
«Семь» — число человеческое, получающееся при сложении небесного и земного (семь дней в неделе, семь смертных грехов…).
«Девять» — это «три» в квадрате.
«Десять» — соединение человеческого и божественного (для Данте — это символ Христа).
«Сто» — это десять в квадрате.

«Божественная комедия» — состоит из ста песен. По тридцать три во второй и третьей частях и тридцать 34 — в первой (одна — вступительная). В «Аду» девять кругов. В «Чистилище» — семь. В «Раю» — девять сфер и всеобъемлющая десятая.
Написана «Божественная комедия» особенной строкой — «терциной» (последовательность «a-b-a», за которой следует «b-c-b», «c-d-c»…). Каждая строфа имеет три строчки.

Основной принцип поэмы — вертикаль.
В «кругах Ада» располагаются грешники, самые безобидные из которых (люди, поддавшиеся своим страстям из-за собственного неумения им сопротивляться) занимают верхние круги.
В первом из них, «Лимбе», добродетельные язычники и некрещеные младенцы — они не виноваты в том, что не познали свет Христа.
Дальше идут сладострастники; чревоугодники; скупцы и расточители; те, кто был подвержен гневу.
В шестом, промежуточном круге, находятся эпикурейцы — они отдавались страстям не по слабости, а по убеждению, то есть осознанно.
В Нижний Ад попадают по собственной злой воле. Насильники (убийцы, самоубийцы и богохульники); обманщики; и предатели — те, кто обманул доверившихся им.
Предательство для Данте — самый ужасный грех, потому что звери не обманывают. Убивают, но не обманывают. Хотя об этом их никто и не просил.
На самом дне, в пасти сатаны (а у него их три) находятся Иуда, Брут и Кассий. Предательство императора, «величества человеческого» Данте считал тяжелейшим грехом, равным предательству «величества божеского», предательству Христа.

В «Чистилище» — три ступени, три условия очищения: сокрушение сердца (искреннее раскаяние), воплощение раскаяния в слове и подтверждение раскаяния делом.
В этом месте семь кругов: зависти, гордости, гнева, праздности, корысти, чревоугодия и сладострастия.
Сюда попадают те, кто совершил не особо страшные грехи — такие, какие мы обычно и совершаем. Человек проводит здесь определённый срок, спустя который, очистившись, он отправится в «Рай».

«Рай» — это концентрические сферы, вытянутые по вертикали. Девять сфер и последняя, Эмпирей (где пребывает Бог), которая как бы всё завершает.
Первое небо — это небо Луны, преддверие Рая. Затем — небо Меркурия, где находятся деятельные души. Третье — небо Венеры, где пребывают верные и любвеобильные. Четвертое — небо Солнца — там мудрые. Пятое — небо Марса, где располагаются воинствующие за правду. Шестое — небо Юпитера — там справедливые. И седьмое — небо Сатурна, местопребывание созерцательных. Для человеческих душ это предел — седьмое небо («оказаться на седьмом небе»).
Восьмой и девятый — круги ангельские, звездное и кристальное небо, Перводвигатель.
Бога Данте видит в Эмпирее.

Итак, весь мир вытянут по вертикали, место человека в которой определяется каким-либо его грехом или высоким нравственным поступком.
Бог — это абсолютная, светящаяся точка, про которую сказано: «Здесь всё где и всё когда». Это и есть вечность. В ней заключена вся полнота бытия, всё, что было, есть и будет. Это наиполная полнота, прекрасный, вечный, совершенный мир.

Сам Данте озаглавил свою поэму «Комедией». Потому что она написана на народном итальянском языке, и закончилось всё хорошо.
Название же «Божественная» ей дали позже. И не потому, что Данте в ней размышлял о Боге, а потому что она — Божественно совершенна, прекрасна… Без каких бы то ни было случайностей.
Как заметил Осип Мандельштам: «Вся новая европейская поэзия лишь вольноотпущенница Алигьери. Не воздвигалась ли она резвящимися шалунами национальных литератур на незакрытом и недочитанном международном Данте?»

___
При создании текста велась работа с переводом «Божественной комедии» Д. Минаева, примечаниями к ней Т. Шеховцовой и лекциями В.Я. Бахмутского, прочитанными им в 2002 году.

Отметить: Всё где и всё когда

Материалы по теме:

УЖОС/УЖОС Ж:-() («Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин) «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин М.: Открытый мир, 2005 Started by Pelevinat xxx pm xxx xxx BC GMT
Остин Клеон. Воруй, как художник Советы Остина Клеона самому себе молодому: «Как воровать, как художник, и девять других вещей, про которые мне никто не рассказал».
Читай легально 4 апреля 2013 года в Зале коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ прошла презентация социального антипиратского проекта «Читай легально».
Комментировать: Всё где и всё когда