Западное направление (Рецензия на фильм «Открытый простор»)

Западное направление (Рецензия на фильм «Открытый простор»)

Западное направление (Рецензия на фильм «Открытый простор»)
Открытый простор

«Хочешь стрелять, стреляй, а не разговаривай».
«Крепкий орешек»

Западное направление — это дословный перевод слова вестерн. Западное направление или западная сторона, кому как больше понравится. А мне нравится просто — вестерн. Потому, что это никакая не сторона, и не направление, а народный американский жанр. Вроде наших частушек. Или нет, частушки — это комиксы, а вестерн — это народные американская сказка. У нас Иван-дурак, а у них Билли Кид. Тоже в принципе, не самый умный, просто стреляет хорошо.

У нас этот, который Иван, иногда просто дурак, парень из народа, а иногда наоборот царевич, происхождение, как вы понимаете, уже совсем противоположное. Американцы в этом плане более последовательны. У них никаких царевичей, герой всегда из народа, обыкновенный ковбой, то есть пастух. А может, не последовательны, может, просто у них царевичи в природе не встречаются. А то и славно. Я царевичей, признаться не очень люблю. Ковбои мне как-то симпатичнее. Жалко только в последнее время американцы совсем другими сказками увлеклись, вестерны-то мне больше по душе.

Но вот и на моей улице праздник — новый вестерн с ковбоем Кевином Костнером в главной роли: «Открытый простор». Поначалу, после провала «Танцующего с волками», Кевин долго вестерна сторонился. Но, видимо, потихоньку отошел, да и повторил попытку. По мне, так удачно.

Вообще пересказывать вестерн дело неблагодарное. Попробуйте пересказать мой любимый «Хороший, плохой, злой.» Сержджио Леоне. Что тут скажешь? Кино про ковбоев. Иногда про индейцев. Иногда еще про мексиканцев.

В «Открытом просторе» никаких индейцев и никаких мексиканцев не присутствует. И оно может к лучшему. Потому, что в результате больше узнаем, собственно о ковбоях. В последнее время жанр вестерна претерпел сильные изменения. Может быть потому, что американцы только сейчас с удивлением обнаруживают, что у них тоже есть история, и теперь вестерн — это уже не байки о храбрых загадочных «незнакомцах» как в «5.20 на Юму» или «За пригоршню долларов», и не истории об откровенных бандитах как в «Молодых стрелках». Сейчас это истории о просто ковбоях. И теперь мы можем узнать кто они такие, эти просто ковбои. А они пастухи (или, если хотите, скотоводы). «Открытый простор» — это уже не сказка, это довольно реалистичная история, события которой происходят в конце восьмидесятых годов восемнадцатого века. Группа так называемых «свободных ковбоев», то есть ковбоев выпасающих скот не на собственном ранчо, а на общественных землях, перегоняя стадо с пастбища на пастбище, ведя кочевой образ жизни, останавливается на выпас возле небольшого городка. Но здесь они вступают в конфликт с местным ранчером, самым богатым жителем города, на содержании которого совершенно «случайно» оказывается местный шериф и которому вообще принадлежит вся власть в городе. Богатый ранчер считает, что времена свободных ковбоев прошли и, вообще, слово «свобода» не для этого города. Герои фильма не собираются терпеть обиду, как говорит один из них: «Глупо идти под пули из-за коров. Но когда кто-то указывает тебе, что ты должен делать — это другое дело, это задевает!» Кстати, хорошие слова для жителей Ирака, к примеру. Но это я так, к слову. Вернемся, лучше к фильму.

Герои фильма становятся на защиту своей чести. И как оказалось, на защиту чести всего городка, который не очень-то жаловал своего богатея и нуждался лишь в небольшом толчке, что бы расправится с ним. Как я уже говорил, фильм не сказка, он довольно реалистичен. Описание быта ковбоев, далеко от пасторальных песенок. Это работа, тяжелая и очень часто неблагодарная, и занимаются ею люди не от хорошей жизни, и уж точно не от любви к «свободе» и бродяжничеству, как любят показывать некоторые режиссеры. Каждый ковбой мечтает о покое, мягкой кровати и крыше над головой, но… Что-то в жизни не сложилось. Одного прошлые грехи не пускают, другого жизненные потери и неудачи. Несмотря не реалистичность, которая позволяет поставить фильм в один ряд с «Непрощенным» Клинта Иствуда, фильм выдержан в лучших традициях вестернов. Даже перестрелка имеется, да еще какая! Но опять же вполне реалистичная. Герои выигрывают неравную борьбу только в результате поддержки, причем огневой, жителей городка. Да и герой Костнера оказывается победителем огнестрельных поединков не из-за феноменальной меткости, что для оружия того времени нонсенс, а благодаря военному опыту и умению держаться под огнем. Даже порох в фильме дымный, что в вестернах воспроизводится крайне редко.

Но больше всего мне понравилась основная мысль фильма. Справедливость — это не закон. Это то, что живет у тебя в сердце. И если ты считаешь себя правым, иди до конца. Хотя за это, возможно, придется заплатить.
Но кто сказал, что справедливость это бесплатное приложение к закону?

Отметить: Западное направление (Рецензия на фильм «Открытый простор»)

Материалы по теме:

След кровавый стелится… (Рецензия на фильм «Рэмбо») «Рэмбо» Фильм Сильвестра Сталлоне. Rambo, США, Германия, 2008«Я вас всех сделаю свободными, сукины дети».Евгений Шварц, «Убить дракона»
Черное и Белое Ингмар Бергман. В этом имени есть что-то прохладное и изящное. Как камни балтийских фьордов, отражающиеся в изломанных волнах. Как суровая скандинавская природа. Как музыка Грига.
Любовь-капут (Рецензия на фильм «Любовь в большом городе») «Любовь в большом городе» Фильм Марюса Вайсберга Россия, 2009«Любовь у всех одна и та же. Результат разный».Вергилий«Я столько не выпью».Народная мудрость
Комментировать: Западное направление (Рецензия на фильм «Открытый простор»)